Мостик и рулевая рубка — главный пост управления судном

5.0 06 Мостик — верхний ярус надстройки, где находится управление судном Он может быть в виде надстройки или рубки с выносными крыльями до линии борта или надстройки Предназначен для несения вахты на ходу, управления судном во время швартовных операций, постановки и съемки с якоря. На мостике расположены — рулевая рубка, штурманская рубка, радиорубка, могут быть каюты радиста, лоцмана и служебные поме щения для хранения навигационных…

Управление судами на подводных крыльях

0.0 00 Суда на подводных крыльях пока только пассажирские. Особенность их заключается в том, что на ходу на крыльях весь корпус судна находится над водой, в воде только подводные крылья и винторулевая группа для управления судном. Подводные крылья стабилизируют судно, обеспечивая ему хорошую устойчивость. Непосредственное управление СПК осуществляется лично судоводителями. Управление движителями и контроль за их работой — дистанционные из рубки. Во время движения в…

Особенности управления судами с различными энергетическими установками

0.0 00 На морских судах в качестве СЭУ применяются двигатели внутреннего сгорания, турбины паровые и газовые, ядерные установки и реже — паровые машины В настоящее время дизельные установки стоят на большинстве морских транспортных судов.Они имеют два режима работы: морской и маневренный. Маневренный режим — СЭУ переводится на пониженную частоту вращения (ж20%). Следует помнить, что_перевод двигателя с одного режима на другой требует времени и зависит от…

Управление многовинтовыми судами

5.0 01 Суда морского флота в основном имеют один винт и, как правило, правого вращения. Есть суда и с двумя винтами. Это буксиры, ледоколы, буксировщики, пассажирские и т. д. Иногда можно встретить суда с тремя и более винтами (пассажирские, транспортные ледоколы и т. д.).  Количество винтов зависит от конструктивного типа, назначения, района плавания, обеспечения безопасности плавания, живучести и  маневренности судна,экономичности эксплуатации и т. д. Бывает…

Подруливающие устройства (ПУ).

0.0 00 Это средства активного управления судном. ПУ создают силу упора в направлении, перпендикулярном ДП судна. ПУ чаще всего располагают в носовой части судна, где они более эффективны для управления  судна. В настоящее время построены суда с ПУ с носовым и кормовым расположением.

Активные рули.

0.0 00 Это рули с установленными на них вспомогательными винтами, которые расположены на задней кромке пера руля или вмонтированы в перо руля. Есть винты, располагающиеся за кромкой пера руля. В этом случае винт располагается в направляющей насадке, которая повышает к. п. д. винта и предохраняет его от  повреждений. Винт активного руля должен быть установлен таким образом, чтобы его ось вращения была расположена на одной плоскости…

Управление судами с крыльчатыми движителями, активным рулем и подруливающими устройствами

0.0 00 Крыльчатые движители. Они устанавливаются, как правило, на судах портофлота, повышают их маневренность, так как появляется возможность перемещаться не только вперед и назад, но и лагом (бортами). Эти движители нашли широкое применение на буксирах (толкачах), плавучих кранах, паромах, судах-снабженцах и др., которые работают в сложных стесненных условиях акватории порта. Крыльчатые движители применяются на судах как в качестве главного движителя, так и в виде вспомогательного…

Управление судами с винтом регулируемого шага (ВРШ)

0.0 00 На некоторых судах (буксиры, ледоколы, паромы и т. д.) вместо гребного винта фиксированного шага (ВФШ) ставят ВРШ. Использование ВРШ дает ряд преимуществ по сравнению с ВФШ. А именно, можно  изменить движение судна с переднего хода на задний, сохранив направление и частоту вращения двигателя. Это позволяет использовать в качестве СЭУ нереверсивный двигатель. Отпадает необходимость иметь турбину заднего хода. Применение ВРШ позволяет при неизменной частоте…

Переход с заднего хода на передний.

5.0 01 Допустим, что одновинтовое судно с винтом правого шага движется назад, работая машиной назад (рис. 1). Силы С1 и D1 действуют, как показано на рисунке, и уклоняют корму влево. Сила давления на руль от встречного потока воды равна нулю. Если в таком положении дать машине ход вперед, то произойдет резкая перемена в соотношении сил, которые действуют на корму судна:

Переход с переднего хода на задний.

5.0 01 Рассмотрим, какое действие будут оказывать все силы, разобранные нами отдельно на переднем и заднем ходах. Переход с переднего хода на задний осуществляется при условии, что руль находится в положении «прямо». Допустим, что одновинтовое судно с винтом правого шага идет установившимся полным ходом вперед. Тогда на корму судна будут действовать силы С, D и Ь. Предположим, что при этих условиях машине дан полный ход…