Загрузка...

Грузовое устройство является средством механизации погрузочно-разгрузочных работ. Сравнительно простое грузоподъемное средство морских транспортных судов — грузовая стрела (рис.).

Стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части. Нижний конец ее — шпор шарнирно закрепляется в специальном башмаке, расположенном на
мачте или грузовой колонке. На верхнем конце — ноке имеются приваренные обухи для крепления такелажа.
Грузовая стрела имеет два рабочих движения — подъем —
опускание груза и его перенос при повороте стрелы вокруг вертикальной оси, проходящей через шпор. Подъем и опускание груза выполняются грузовым шкентелем, состоящим из стального троса, противовеса и вертлюжного гака. На грузовую лебедку шкентель проводится через грузовой блок на ноке стрелы и отводной блок. Вокруг вертикальной оси стрела может поворачиваться вручную оттяжками или с помощью лебедок других стрел. Под заданным углом наклона стрела удерживается топенантом, который крепится на ноке стрелы к обуху, проходит топенантный блок на мачте и направляется к месту крепления на палубе.

Изменение угла наклона одиночной стрелы допустимо только при отсутствии груза на гаке. Обслуживание такой стрелы затруднено, ее производительность низкая. Поэтому наибольшее распространение получила спаренная работа легких стрел (рис.). В этом случае грузовые шкентели двух стрел объединяют на общем трехзвенном обухе, к которому крепится вертлюжный гак. Стрелы раскрепляются неподвижно так, чтобы нок одной стрелы был над люком, а другой выносится за борт.
Раскрепление обеспечивается с помощью топенантов, оттяжек и иногда дополнительных стальных контроттяжек. Перемещение груза при спаренной работе осуществляется согласованной работой двух грузовых лебедок — потравливанием одной и выбиранием другой.

Спаренная работа обеспечивает довольно высокую производительность, однако снижает общую допустимую грузоподъемность по сравнению с грузоподъемностью каждой из стрел.

Оснастка спаренных стрел с заменой топенантного троса талями (рис.)  позволяет менять вылет стрелы без их полной переоснастки. В этом варианте необходимы особые топе-нантные лебедки.

Оттяжки грузовых стрел состоят из стального конца и талей, основанных обычно растительным тросом. Стальной конец крепится к обуху на ноке стрелы, а тали своими нижними блоками — за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п.

При подъеме грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок. Наиболее распространены на
флоте электрические лебедки. Грузовые лебедки, кроме барабана, на который наматывается шкентель, имеют также швартовные турачки. Если турачки используются для выбирания швартовного троса или лопаря топенанта, то грузовой барабан отключается с помощью сцепной муфты. Для медленного потравливания под действием силы тяжести, а также для удержания груза на весу грузовой барабан снабжают ленточным тормозом (стопором). Электролебедки имеют также электрический тормоз. Иногда электролебедки устанавливают спаренно на одном пульте, что позволяет управлять работой двух стрел 1 чел.

Крепление топенанта ранее осуществлялось с помощью цепного стопора, как показано на (рис.).
Однако этот способ устарел. Более часто в настоящее время коренной конец топенантного троса крепится на барабане топенантной лебедки, как показано на (рис.), или наматывается на специальные топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки.

Легкие стрелы имеют грузоподъемность до 10 т. Многие грузовые суда оборудуются также тяжеловесными стрелами.

Стрела-тяжеловес с традиционной оснасткой показана на (рис.) и применяется для грузов от 10 т. Шпор этой стрелы опирается не на мачту, а на палубный фундамент. Вылет обеспечивается топенант-талями, которые позволяют менять угол наклона стрелы. Грузовой полиспаст — система талей, заменяющая обычный шкентель. Ходовой конец талей оттяжек направляется на лебедки

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий