Экономичность работы транспортного судна в значительной степени зависит от производительности грузовых устройств. Поэтому часто современные суда вместо грузовых стрел оборудуются кранами или другими грузовыми устройствами высокой производительности.
В простейшем варианте грузовой кран представляет собой конструктивное сочетание стрелы и лебедки, смонтированных на общей поворотной площадке. Это позволяет объединить в единое целое разные грузовые операции — подъем, поворот, спуск груза.
По способу закрепления на судне краны делятся »а стационарные и перемещающиеся. По конструктивным признакам различают краны таких типов:
полноповоротные, стрелы которых изменяют угол наклона и поворачиваются с корпусом вокруг вертикальной оси на любой угол;
портальные, которые перемещаются вдоль судна и имеют грузозахватные приспособления, перемещающиеся вертикально и по консолям — поперек судна.
Наиболее распространены стационарные полноповоротные грузовые краны. Удобны и современные
сдвоенные грузовые краны (рис.).
Это — два отдельных крана, смонтированных на одной общей поворотной площадке. Краны могут работать как отдельно, так и совместно, в результате чего грузоподъемность увеличивается в 2 раза.
Возможна также работа двух кранов «на телефон». При этом сокращается время грузового цикла, но масса поднимаемого груза не должна превышать 50 % грузоподъемности одного крана.
Применяемая на судах обычная тяжеловесная стрела может обслуживать только один трюм, над которым она установлена. Чтобы обслужить соседний трюм, стрелу необходимо переставить на другую сторону мачты. Это трудоемкая и длительная работа, поэтому в настоящее время получил распространение перекидной тяжеловес (рис.), который представляет собой двухтопенантную стрелу, установленную между грузовыми колоннами. С помощью топенантов не только изменяют угол наклона стрелы и разворачивают ее в горизонтальной плоскости, но и перекидывают стрелу с одного трюма на другой. Чтобы при перекидывании стрелы не требовалось ее переоснастки, верхние блоки топенантов крепят к поворотным головкам, которые установлены на верхнем конце грузовых колонн. Для получения выигрыша в силе топенанты перекидного тяжеловеса оснащены топенант-талями, а грузовой шкентель имеет шкентель-гини.
Своеобразной комбинацией стрелы и крана является стрела-супертяжеловес (рис.), способная перемещать грузы до 600 т. В нижней части грузовой колонны размещено поворотное кольцо, к которому крепится шпор стрелы. Поворачивается стрела вместе с опорным кольцом. Поворот обеспечивают четыре лебедки с вертикально расположенными барабанами, на каждом из которых закреплены оба конца троса привода поворота. Стрела оснащена грузовыми и топенантными талями, подвижные блоки которых установлены на ноке стрелы, а неподвижные — на конструкции, внешне напоминающей салинг, но закрепленной на мачте с возможностью поворота вокруг вертикальной
оси. При работе поворотный салинг следует за ноком стрелы. Общее грузовое устройство сухогрузного судна показано на рис.
Значительного повышения производительности можно добиться установкой на судне козловых кранов большой грузоподъемности (вариант портальных кранов). Один такой кран, перемещаясь по рельсовому пути вдоль судна, обслуживает все люки. Но установка на судне громоздких кранов представляет определенные технические трудности. Поэтому такие краны сейчас ставят на некоторые специализированные суда, например, лихтеровозы, суда докового типа и контейнеровозы. Для последних кран имеет выдвижную консоль, что позволяет производить погрузку
контейнеров с причала.
Суда для перевозки сыпучих грузов могут иметь саморазгружающее устройство (рис.), которое состоит из одного или двух продольных транспортеров, уложенных под грузовыми трюмами. Груз на транспортеры поступает через воронки-питатели в нижней части трюма. В носу или корме груз с продольных транспортеров передается на наклонный подъемный транспортер или ковшовый элеватор, которые поднимают груз на палубу и передают на выносной транспортер. Поворотом выносного транспортера груз пересыпается на любой борт, а также в нос или корму.