Загрузка...

В водонепроницаемых конструкциях корпуса имеется много отверстий различного назначения (двери, горловины, сходные люки, лацпорты, иллюминаторы и т. п.). Для обеспечения непотопляемости судна все эти отверстия должны иметь специальные водонепроницаемые закрытия.

Водонепроницаемые двери (рис.) На судах применяют двери двух типов: распашные (навесные) и клинкетные (скользящие).

Распашная дверь (рис.) крепится к переборке на петлях и по периметру имеет резиновую прокладку.
Вырез для двери в переборке окаймляется приварной полосой (комингсом). При закрытой двери резиновая прокладка прижимается к комингсу, чем обеспечивается водонепроницаемость. Двери плотно закрывают при помощи четырех — восьми задраек, которые при повороте рукоятки  надвигаются на клиновые наделки и плотно прижимают двери к переборке. Чтобы можно было открывать и закрывать дверь с любой стороны, рукоятки задраек выходят на обе стороны двери.

Распашные двери обеспечивают водонепроницаемость только при небольшом давлении воды, поэтому их устанавливают на переборках в твиндеках, а также на наружных стенках надстроек и рубок. На трюмных переборках, где при получении пробоины может действовать значительное давление воды, устанавливают водонепроницаемые двери клинкетного типа.

В клинкетной двери (рис.) массивная литая дверная плита перемещается в вертикальных или горизонтальных пазах, закрепленных на переборке. Пазы и дверь имеют клиновидную форму, благодаря чему при закрывании двери она плотно заклинивается в пазах. Дверь в направляющих
пазах перемещается вручную или от электродвигателя через винтовую или зубчатую передачи.
Все клинкетные двери могут закрываться как непосредственно с места установки двери, так и с верхней
палубы, для чего они имеют дистанционный привод. Двери с механическим приводом можно также закрывать с ходового мостика.

Для доступа в подпалубные помещения в палубах делают сходные люки, представляющие собой овальные или круглые вырезы в палубе, огражденные комингсом и закрываемые металлическими крышками на петлях. Крышки по периметру имеют резиновую прокладку и прижимаются к комингсу клиновыми или барашковыми задрайками.

В редко посещаемых помещениях (отсеки двойного дна, диптанки и др.) вместо сходных люков устраивают горловины (лазы), которые обычно не имеют комингсов и закрываются съемными металлическими  крышками с прокладками из резины или пеньковой плетенки. Крышки крепят приварными шпильками и плотно обжимают гайками.

На многопалубных пассажирских судах в борту судна делают большие вырезы — лацпорты,  предназначенные для приема груза и багажа и для прохода пассажиров. Лацпорты закрывают металлическими крышками с резиновыми уплотнителями или щитами, поднимающимися вверх
наподобие клинкетных дверей и сдвигающимися вдоль наружной обшивки.

Ролкеры имеют открытия в виде ворот в оконечностях судна, оборудованные особым устройством — аппарелью.

Угловая кормовая аппарель (рис.) состоит из ведущей секции, ведомой секции и опорного основания. Секции соединены шарнирно. Ведущая секция удерживается лебедкой
через полиспаст. С их помощью аппарель подтягивается к опорным колоннам для установки в походном положении. Начальное вываливание ведущей секции производится гидродомкратом. В нерабочем положении аппарель  удерживают фиксаторы. Изменение угла между ведущей и ведомой секциями осуществляется поворотом опорного рычага, приводимого в действие другим гидродомкратом.  Критические углы между секциями фиксируют конечные выключатели. Рабочая жидкость в гидродомкраты подается
по гибким шлангам. Энергообеспечение лебедок и  гидродомкратов производится от судовой сети.

Осевая (прямая) аппарель (рис.) более проста по устройству. Она имеет основание и ведущую секцию, которая выполняет роль закрытия грузового проема. Подъем и опускание аппарели производятся канатами с полиспастами с помощью лебедок. Упоры ограничивают поперечные перемещения аппарели в походном положении. При этом аппарель подтянута к комингсу грузового
проема и к мачтам и прижата к ним гидравлическими домкратами, а закрепляется винтовыми фиксаторами через отверстия в настиле ведущей секции.

На некоторых ролкерах встречаются носовые аппарели. При этом верхняя секция откидывается на
шарнирах и имеет форму носовой оконечности судна в походном положении (обтекатель). За таким
устройством обязательно располагается водонепроницаемая дверь в переборке.

Естественное освещение судовых помещений осуществляется через иллюминаторы, которые бывают двух типов — глухие и створчатые. Рама со стеклом в глухом иллюминаторе соединена с наружной обшивкой наглухо, а в створчатом — шарнирно, поэтому может открываться. В закрытом положении раму задраивают с помощью барашков или гаек. Как глухие, так и створчатые иллюминаторы имеют штормовые крышки, которыми закрывают иллюминаторы в штормовую погоду и в случае повреждения стекла.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий