Экономическая сущность страхования заключается в распределении убытков, возникающих у одного лица, между большим множеством лиц, которые тем или иным образом создают страховой фонд для компенсации убытков. Цель морского страхования состоит в возмещении убытков между другими страхователями. Наиболее распространенными видами морского страхования являются: морское страхование грузов; страхование судов, их машин и оборудования; страхование ответственности судовладельцев.Кроме этого в настоящее время существуют и другие разновидности морского страхования. В частности, страхование контейнеров, фрахта, страхование ответственности фрахтователей и операторов судов, страхование ответственности морских агентов и брокеров. Все они так или иначе связаны с основными видами морского страхования. Институт морского страхования в силу своих особенностей и традиций не подвергся международной унификации. Он регулируется только нормами национального законодательства. Большое распространение на страховых рынках получили стандартные условия страхования и прежде всего условия Института лондонских страховщиков. Они представляют собой стандартные, унифицированные условия страхования судов и грузов, указывающих объем, время действия страхования, права и обязанности сторон и т. д. По соглашению сторон используются в договорах страхования. Кроме английского существенное влияние на морское страхование оказали также французское и германское право. В конце 1970 годов — начале 1980 годов в ЮНКТАДЕ проблемами морского страхования занималась специальная рабочая группа. Она также отказалась от выработки какой-либо международной конвенции по страхованию и ограничилась разработкой стандартных полисов страхования, имеющих рекомендательную силу. В СССР морское страхование регулируется Основами гражданского законодательства (раздел VIII) и главой XII КТМ. В соответствии с прямым указанием закона (ст. 185 КТМ) большинство норм о морском страховании являются диспозитивными. Это дает сторонам договора возможность изменять, дополнять или заменять их условиями страхования, общепринятыми в мировой страховой практике. Основные понятия договора морского страхования. Субъектами договора морского страхования являются страховщик и страхователь. Они определены ст. 194 КТМ «По договору морского страхования страховая организация (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случайностей, которым подвергается судно или груз (страхового случая), возместить страхователю или тому лицу, в пользу которого заключен договор, понесенный ущерб». Объектом морского страхования является страховой интерес, то есть то имущественное право, которое страхователь хотел бы сохранить или приобрести, либо та имущественная обязанность, возникновения которой он хотел бы избежать. В ст. 196 КТМ дан примерный перечень объектов морского страхования. Под этим объектом понимается «всякий» связанный с торговым мореплаванием имущественный интерес, как то: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, прибыль, ожидаемая от груза, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование). Наличие страхового интереса обязательно при заключении договора. При его отсутствии договор будет недействителен. Другими словами —лицо не может застраховать в свою пользу имущество, в котором у него нет имущественного интереса. Объект страхования всегда указывается в договоре страхования. В морском страховании возмещаются убытки, происшедшие только от определенных причин, именуемых страховыми рисками. Они представляют собой те опасности и случайности ввиду возможного наступления которых устанавливаются обязательства в договоре страхования. Случаи возникновения убытков от указанных причин называются страховыми случаями. Другими словами — страховой риск это возможность наступления опасности, а страховой случай это действительное причинение убытков этими опасностями. Перечень страховых рисков устанавливается или ограничивается договором страхования. В общем виде страховые риски — это проявление сил природы или результата человеческих действий. При заключении договора страхования страхователь обязан объявить сумму, в которой страхуется его имущественный интерес. Она называется страховой суммой. Страховая сумма не должна превышать страховой стоимости имущества. В идеальном случае страховой стоимостью должна являться действительная стоимость имущества. На практике обычно применяется заранее согласованная стоимость объекта страхования. Таким образом, страховая стоимость является пределом страховой суммы, а последняя определяет страховое возмещение убытков по договору страхования. В страховой практике широко распространено и нижнее ограничение ответственности по возмещению убытков. Это так называемая франшиза. Смысл ее в том, что страховщик оплачивает убытки за вычетом определенной части, которая исчисляется им в виде процентов от страховой суммы или заранее согласованной суммой. Франшиза может быть условной или безусловной. При безусловной франшизе страховщик во всех случаях не оплачивает убытки в пределах установленной франшизы. При условной франшизе страховщик освобождается от возмещения убытков, если только они не превышают размер франшизы. В соответствии с КТМ наличие и содержание договора морского страхования можно доказывать только письменными доказательствами. То есть практически обязательно заключение договора в письменной форме. По требованию страхователя страховщик выдает ему скрепленный своей подписью документ. В нем содержатся основные условия договора страхования, а также обычно делается отсылка к более детализированным условиям страхования, которые содержатся в тех или иных правилах. Этот документ обычно называется страховым полисом или страховым сертификатом. Перечисленные выше основные понятия и термины практически принимаются во всех странах при заключении договора морского страхования.
- Обеспечение обязательств, возникающих в связи с коммерческой деятельностью капитана и получателя груза
- Страхование грузов