Суда, подаваемые под погрузку должны быть в мореходном состоянии, а грузовые помещения подготовлены к приему груза.
Подготовка грузовых помещений должна производиться в соответствии с требованиями РТМ 31.2003.
Подготовка судна к приему груза должна включать:
- приведение трюмов в соответствие для данного груза состояние и проверку систем, проходящих через трюм;
- проверку исправности грузовых устройств;
- проверку надежности закрытия всех отверстий, доступ к которым после загрузки судна будет невозможен и которые должны быть закрыты;
- проверку исправности устройств для наблюдения за уровнем воды в льялах и осушительных систем.;
- проверку исправности противопожарных устройств;
- проверку гидравлики люковых закрытий.
В зависимости от предыдущего перевозимого груза, грузовые трюмы должны быть очищены от остатков перевозимых грузов под «лопату», «метлу», проведена мойка забортной водой и при необходимости пресной, провентилированы, а на рефсудах заблаговременно поставлены на охлаждение ( в зависимости от предстоящего груза),
произведен необходимый ремонт деки трюмов, пайолов, льяльных колодцев, проверены все закрытий горловин танков, ремонт рыбинсов, сайдбордсов, освещения и защиты светильников, изоляцию и её защиты (при необходимости), при наличии запаха обработать их дезодорантом, либо по специальной технологии, проведена дезинфекция, а для перевозки опасных грузов, подготовка грузовых помещений должна проводиться согласно требований РД 31.15.01.
Все грузовые устройства должны быть проверены в работе, согласно ПТЭ и ПТБ, инструкций фрахтователя и судовладельца (оператора судна), освежена маркировка SWL-допускаемой рабочей нагрузки, максимального и минимального угла подъема
грузовых стрел , разворота кабин (грузовых кранов), при необходимости проведена частичная замена такелажа и деталей такелажа, проведена смазка всех шарнирных соединений, проверены стопорные устройства, проверены, отремонтированы и подготовлены люстры для дополнительного освещения в темной время грузовых помещений, а на рефсудах переносные легкие лестницы, все детали такелажа и рангоут должны иметь соответствующие сертификаты, срок очередного освидетельствования Регистром грузовых устройств еще не наступит до окончания грузовых работ на судне (если грузовые работы ведутся судовыми грузовыми устройствами), заблаговременно подготовлены все матросы палубной команды, боцман и вахтенные помощники капитана по управлению грузовыми устройствами, открытию/ закрытию люков.
О готовности грузовых трюмов и грузовых устройств после их проверки делается запись в судовом журнале и заполняется спецформа, согласно СУБ компании судна.
Ответственность за состояние грузовых помещений к приему груза несет старший помощник капитана, а за техническое состояние люковых закрытий, горловин в трюмах и грузового устройства- старший (главный) механик судна.
Грузовые работы, размещение, укладка и крепление груза- должны проводиться под наблюдением старшего помощника судна и супервайзера (суперкарго)-если последний есть на судне по правилам погрузки. Все требования администрации судна в этой части- являются обязательными. Вахтенные помощники капитана на период грузовых работ находятся в полном подчинении старшего помощника- для обеспечения четкого и своевременного выполнения работ без простоев судна.
В иностранных портах, как правило грузовые работы выполняются грузчиками и стивидорами порта, согласно требований профсоюзов, но иногда для выполнения отдельных работ могут привлекаться экипажи судов- по согласованию с местной агентирующей фирмой, стивидорной компанией и руководителями профсоюза береговых рабочих, а иногда и представителями ITF по данному району и стране.
В некоторых случаях ( при грузовых операциях на рейде, открытом море)- экипажи в обязательном порядке участвуют в грузовых операциях, в этом случае оплата за дополнительную работу членам экипажа осуществляется согласно индивидуальных трудовых контрактов с судовладельцем (оператором) в оговоренной валюте (обычно в USD за каждую тонну переработанного груза).
В портах, при невыполнении требований администрации судна по проведению грузовых работ, креплению груза- все работы приостанавливаются с отнесением убытков за счет виновной стороны, о чем заранее судно уведомляет стивидорную компанию, агента, грузоотправителя , администрацию порта и при необходимости сурвееров страховой компании.
Время грузовых работ в каждом порту мира устанавливается с учетом национальных Законов страны и правил порта.