Нормативно-справочные материалы по технологии морской перевозки грузов:
- Международные документы
- Национальные правила и документы России
Достаточно полно даны на стр.544-546 в учебнике В.И.Снопкова «Технология перевозки грузов морем»- изд.«Мир и Семья» Ст-Пб.2001 г. Расчет грузового плана судна- в книге Л.Р.Аксютина «Грузовой план судна» изд.Одесса «Латстар»-1999 г.
Расчет остойчивости и прогиба судов – в книгах:
«Контроль остойчивости морских судов» -Л.Р.Аксютина изд. Одесса «Феникс»-2003 г. и «Практические расчеты мореходных характеристик судна» пособие для моряков
Изд. Мариуполь- Морское агентство «Азов- Сейфти Тренинг»-2002 г.
В общих и специальных правилах перевозки грузов «4-М» Министерства морского флота СССР . том 2 Москва В/О «Мортехинформреклама»1988 г.-392 с. даны:
- справочные данные по безопасной морской перевозке различных генеральных грузов; Общие требования и положения;
- правила безопасной морской перевозки металлопродукции;
- правила безопасной морской перевозки подвижной техники;
- правила безопасной морской перевозки железобетонных изделий и конструкций (ЖБИК);
- правила безопасной морской перевозки пакетированных грузов;
- правила морской перевозки лесных грузов;
- правила перевозки бумаги и картона на морских судах;
- правила перевозки на судах и хранения в портах ММФ импортного натурального каучука и латекса;
- правила перевозки стандартных деревянных домов;
- правила перевозки гробов с умершими и урн с прахом;
- инструкция по размещению и креплении. груза в средствах укрупнения (контейнеры)
- инструкция по размещению и креплению груза в средствах укрупнения (ролл- трейлеры, открытые контейнеры, контейнеры-платформы) ;
- Карты технологического режима перевозки генеральных грузов (леса и лесоматериалов, включая целлюлозу; мягких контейнеров, труб малого и большого диаметра, профильного проката, стального листа, чугуна в чушках, пакетированного цемента, гранита и мрамора в плитах и глыбах, катодов меди и никеля в пакетах);
Копии исполнительного грузового плана находятся: у агента судна, заведующего складом(причалом), в диспетчерской участка (перегрузочного комплекса) и в транспортно- экспедиционной конторе порта.
При выполнении перевозок между иностранными портами, все предложения к предварительному грузовому плану готовит агент компании, обслуживающей судно.
Агентирующую компанию, как правило назначает фрахтователь судна или груза.
К предварительному и окончательному грузовому плану прилагается полный расчет остойчивости судна с учетом его прочности, выполненный на судне и через агента направляются копии всем заинтересованным лицам, включая Портнадзор и службу капитана порта. На судне ведется подшивка всех расчетов остойчивости и прочности судна по рейсам ( с подписью капитана и судовой печатью), которые предъявляются при проверках судна –представителям PSC , инспекторам страхового общества и представителям Судовладельца (Оператора компании).
Запрещается совместная перевозка в одном грузовом помещении грузов:
- пачкающих, пылящих, боящихся загрязнений;
- выделяющих влагу ( в процессе испарений), боящихся подмочки или сырости;
- издающих запахи и воспринимающие их;
- выделяющие ядовитые газы и пищевых продуктов;
- носителей карантинных объектов и подверженных их воздействию;
- требующих в процессе перевозки различных тепло- и влаговентиляционных режимов;
- жидких грузов в таре и грузов с повышенной влажностью, поверх сухих;
- грузов со снегом или льдом;
При размещении грузов по грузовым помещениям кроме всех предыдущих рекомендаций необходимо руководствоваться характеристиками, приведенных в стандартах и технических условиях на продукцию, заказ- нарядах и контрактах на груз и в приложении В настоящих Правил безопасности морской перевозки генеральных грузов (КНД 31.1.003-94)-особенно для грузовых отделов портов.