Загрузка...

Со многими прибрежными государствами СССР заключил договоры о торговле и мореплавании, а также соглашения о морском торговом судоходстве. Установление режима пребывания судов в портах является одним из основных в этих договорах (соглашениях). Предоставляется либо национальный режим, либо режим наиболее благоприятствуемой нации. Когда устанавливается национальный режим, то иностранные суда пользуются в портах другого государства тем же режимом, что и отечественные торговые суда.

В частности, в отношении захода и выхода, пребывания в них для погрузки и выгрузки грузов и багажа, посадки и высадки пассажиров, снабжения бункером и продовольствием, сдачей загрязненной балластной воды, ремонта и иных портовых услуг, которые обычно предоставляются для мореплавания и связанной с ним коммерческой деятельности, а также в отношении установленных сборов и налогов. При национальном режиме основным является то, что требования в отношении процедуры оформления, размер взимаемых сборов и другие требования должны быть такими же, как и по отношению к национальным судам. Режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что судам одного договаривающегося государства в портах другого предоставляется режим не худший, чем тот, которым пользуются суда какого-либо третьего государства.

В договорах (соглашениях) СССР с иностранными государствами решаются вопросы, наиболее интересными из которых для капитана являются:

1) взаимное признание судовых документов, национальных удостоверений личности моряков, схода и пребывания на берегу членов экипажа судна во время стоянки его в порту, транзита моряков через территорию государства и пребывания на территории государства в случае болезни;

2) применение уголовной юрисдикции. Устанавливается, что судебные и административные власти не будут осуществлять юрисдикцию или вмешательство в какие-либо дела, происходящие на борту судна, иначе как по просьбе или с согласия компетентного дипломатического или консульского должностного лица страны флага судна. Особо перечисляются случаи, когда положения данного правила не применяются;

3) применение гражданской юрисдикции. Общий принцип гражданской юрисдикции включает в себя право прибрежного государства осуществить арест иностранного судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений применительно к гражданско-правовым обязательствам (столкновение судов, повреждение причала, загрязнение акватории, перевозка грузов и пассажиров и др.). В договорах (соглашениях) содержатся положения о неприменении при соблюдении определенных условий ареста судов.

Встречаются несколько вариантов такого решения:

а) на территории Договаривающихся сторон арест не налагается при условии, что ответчик укажет своего представителя на территории первой Договаривающейся стороны. При этом Договаривающаяся сторона обеспечит возмещение по претензиям на основании решения, вынесенного судом другой Договаривающейся стороны по этому гражданскому делу (Нидерланды, Португалия, Гвинея Бисау, Мозамбик, Республика Островов Зеленого Мыса, Ангола, Республика Сан-Томе и Принсипи);

б) Договаривающиеся стороны обеспечат, исполнение решения (Ирак);

в) Договаривающаяся сторона проследит с учетом ее законодательства и в соответствии с правилами ее процедуры за исполнением решений (Бельгия);

г) Договаривающиеся стороны обязаны обеспечить урегулирование претензий в соответствии с решением суда (Республика Сейшельские острова, Гана);

д) принадлежащие государству торговые суда не будут подлежать задержанию или аресту в портах других Договаривающихся сторон в связи с гражданскими спорами (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия). Примерно тот же вариант решения содержится в соглашении с Алжиром; — задержание и арест судна не осуществляется на территории другой Договаривающейся стороны в связи с любым имущественным требованием, при этом владелец или оператор судна будет действовать согласно следующим положениям: Если того потребует кредитор, то владелец или оператор судна должен выдать кредитору письменное обязательство о том, что заявленное кредитором имущественное требование будет удовлетворено в порядке, установленном отдельной договоренностью между ними или вступившим в законную силу судебным или арбитражным решением; Владелец или оператор судна назначает заранее либо для возбуждаемого судебного разбирательства или арбитража представителя на территории другой Договаривающейся стороны, который обязан от имени своего доверителя принимать вызов в суд и выступать от его имени в суде или арбитраже. О назначении представителя должны быть уведомлены кредитор и тот компетентный орган, в который обратились с заявлением о принятии мер по обеспечению имущественного требования; Если того потребует кредитор, то владелец или оператор судна обязан выдать приемлемую для кредитора гарантию о выполнении обязательства (предусмотренного в абз. 2 настоящего текста), до истечения 30 дней со дня вручения ему в письменной форме требования кредитора о выдаче такой гарантии. Это требование может быть предъявлено также представителю, указанному в абз. 3 настоящего текста (Финляндия). Несколько иное решение найдено для договора с Великобританией. Согласно ст. 2 Протокола 1974 г. к Договору о торговом судоходстве между СССР и Великобританией морские суда и грузы, принадлежащие на праве собственности одной Договаривающейся стороне, не будут подлежать задержанию или аресту в связи с исполнением любого решения суда другой Договаривающейся стороны или в связи с исполнением соглашения сторон о разрешении спора, зарегистрированного в таком суде и имеющего силу судебного решения. Однако первая Договаривающаяся сторона примет необходимые административные меры для исполнения такого решения. Так как в Великобритании был принят Закон о государственном иммунитете 1978 г., то Королевским приказом от 24. 10. 78 установлено, что, несмотря на положение ст. 13, ни одно обращение не должно быть заявлено в отношении выдачи приказа об аресте или иске in rem против судов, находящихся в собственности СССР, или груза, находящегося на его борту, до тех пор, пока не будет извещен консул СССР в Лондоне или порту, в котором судно предлагается арестовать. Несмотря на ст. 13 (4), ни судно, ни груз, находящийся в собственности СССР, не могут быть объектом процесса об исполнении судебного решения или в связи с исполнением соглашения сторон о разрешении спора, зарегистрированного в суде и имеющего силу судебного решения. Что касается задержания или ареста судов и грузов, связанных с неисполнением решения, а производимых во время или в связи с судопроизводством, то в Протоколе указаны лишь меры для сведения к минимуму их возможности;

4) применение юрисдикции по трудовым спорам между капитаном и членами экипажа. Согласно ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (ст. 5) разрешение такого рода споров, поскольку это предусмотрено законами и правилами прибрежного государства, относится к функции консулов. Такое право предусмотрено и в ряде консульских конвенций, заключенных СССР. Государство путем заключения договора может отказаться от применения своей юрисдикции по трудовым спорам между капитаном и членами экипажа. Это право государства реализовано в указанных договорах (соглашениях). По соглашению СССР и Норвегии (ст. 14) власти не вмешиваются в вопросы внутренней службы на судне, если на это нет просьбы консульского должностного лица или его согласия, и вообще не будут рассматривать спорные вопросы или вмешиваться в их решение между капитаном и членами экипажа судна относительно оплаты труда или трудового договора. Отказ властей прибрежного государства от приема к рассмотрению гражданских споров между капитаном, командным составом и членами экипажа (если эти споры касаются выполнения обязательств, вытекающих из трудового договора) содержится в соглашениях с Италией, Финляндией, Грецией, Данией, Испанией. В соглашении с Нидерландами (ст. 13) предусмотрено, что судебные власти принимают к производству иски, связанные с соглашением о производстве работы в качестве члена экипажа на борту судна только с согласия компетентного дипломатического или консульского лица страны флага судна. Подобная формулировка содержится в других соглашениях (Бельгия, Ирак, Португалия, африканские страны). В договоре с Великобританией (ст. 16) установлено, что судебные власти не будут принимать к производству любое гражданское дело, возникающее из иска капитана или члена экипажа в отношении оплаты труда или трудового договора, без предварительного уведомления соответствующего консульского должностного лица и отклонит требование о возбуждении судопроизводства, если это лицо выдвинет возражения;

5) оказание помощи судам, плавающим под флагом Договаривающихся сторон. В случае кораблекрушения, посадки на мель, морской аварии или вынужденного захода судна одной из Договаривающихся сторон в воды другой, судно и его груз будут пользоваться теми же льготами и привилегиями, какие предоставляются национальным судам при подобных обстоятельствах;

6) двойного налогообложения. Во многих странах установлен налог на фрахт, взимаемый с иностранного судоходного предприятия. Судовладельцам приходится нести расходы как в стране своего постоянного местопребывания, так и в той стране, где заработан фрахт. В договорах (соглашениях) обычно указывается, что судоходные компании и предприятия, учрежденные на территории одной Договаривающейся стороны, не будут облагаться на территории другой налогами на доходы и прибыли, полученные ими в результате осуществления транспортных коммерческих операций. Не во всех договорах (соглашениях) имеется решение вопроса двойного налогообложения.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий