Загрузка...

На морские порты возлагается осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту (ст. 64 КТМ): надзор за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров СССР; проверка судовых документов и квалификационных свидетельств членов экипажа; оформление прихода судов в порт и выхода из него; руководство лоцманской службой; выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества; расследование аварий судов. Эти функции осуществляются капитаном морского торгового порта, действующим в соответствии с Положением о капитане морского торгового порта, утверждаемым министром морского флота.

Каждое судно обязано до выхода из порта получить разрешение на это от капитана порта,. который может отказать в выдаче такого разрешения в случае непригодности судна к плаванию, нарушений требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажем и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания или здоровья находящихся на судне людей, а также в случаях нарушения требований относительно судовых документов (ст. 74 КТМ). Капитаны иностранных судов при оформлении отхода должны предъявлять инспекции портового надзора через агентство «Инфлот» заполненный бланк «Общей декларации», документы, предусмотренные международными договорами СССР, и судовую роль. Выход иностранных судов из порта регламентируется «Инструкцией о контроле иностранных судов в морских торговых портах СССР», утвержденной Минморфлотом 5 июля 1985 г. и введенной в действие 1 января 1986 г. Инструкция определяет порядок и объем контроля за соблюдением иностранными судами международных договоров СССР: Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974/1978 гг., Конвенции о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г., Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973/1978 гг., Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. Контроль осуществляется согласно положениям указанных выше конвенций и с учетом основных положений Резолюции Ассамблеи ИМО А. 466 (XII) «0 порядке контроля за судами» и Резолюции Ассамблеи ИМО А. 542 (13) «Порядок проведения контроля за судами и сбросами согласно приложению 1 к МАРПОЛ 73/78». Контроль осуществляется, как правило, в отношении судов государств- участников соответствующего международного договора. Он может осуществляться и за судами, плавающими под флагом государства, не являющегося участником договора, с тем, чтобы для таких судов не создавались более благоприятные условия, но лишь в том случае, если это специально оговаривается соответствующим международным соглашением. Контроль за судами в советских торговых портах может осуществляться в большем объеме, чем предписано в Инструкции, если аналогичный объем контроля применяется в портах государства флага судна по отношению к судам, плавающим под флагом СССР. При осуществлении контроля принимаются все меры для того, чтобы избежать необоснованного задержания или необоснованной отсрочки отхода судна. В противном случае у судна возникает право на компенсацию понесенных в связи с этими убытков или расходов. Контроль осуществляется группой, создаваемой капитаном порта из соответствующих специалистов. Контроль в первую очередь направлен на проверку действительности свидетельств, предусмотренных международными конвенциями, а также наличия у членов экипажа не- обходимых дипломов и льготных разрешений. Вопрос о том, каждое ли судно должно подвергаться контролю, решается капитаном порта. В случае получения письменной информации из надежных источников (надежность источника определяется капитаном порта) о несоответствии судна требованиям международных договоров капитан порта решает вопрос о контроле данного судна. Информация может исходить от капитана предыдущего порта захода судна, от судоходной компании, фрахтователя, грузовладельца, страховщика, профсоюза, лоцмана, членов экипажа (не менее двух) или любого лица, заинтересованного в обеспечении безопасности мореплавания, экипажа и/или пассажиров, груза, самого судна и охраны морской среды. Получив указанную информацию и установив, что она может послужить явным основанием полагать, что между состоянием судна или его оборудования либо снабжения и данными любого из свидетельств имеются существенные несоответствия, капитан порта немедленно уведомляет бли- жайшего консула или дипломатического представителя государства флага для принятия соответствующих мер. Однако это не освобождает капитана порта от принятия необходимых мер, предусмотренных Инструкцией. При выполнении своих функций группа контроля должна проявлять уважение к капитану и экипажу судна. Контроль должен проходить в атмосфере объективного и делового сотрудничества. Поднявшись на борт и представившись капитану, группа контроля проверяет все свидетельства, предусмотренные конвенциями. Если свидетельства, дипломы и льготные разрешения действительны, а общее впечатление и визуальный осмотр группы контроля подтверждают хорошее состояние судна, она на этом заканчивает контроль. Если контроль осуществляется на основании указанной выше информации, группа контроля после консультации с капитаном оценивает ее достоверность. Если информация признается заслуживающей внимания, группа контроля принимает решение об осмотре указанных в информации несоответствий. Как правило, объем контроля ограничивается определенной проверкой, предусмотренной Инструкцией применительно к конструкции судна, машинным помещениям, условиям назначения грузовой марки, спасательным средствам, противопожарной безопасности, предотвращению загрязнения, порядку несения вахты и т. д. Выясненные несоответствия могут служить основанием для принятия капитаном порта решения об отказе в выдаче разрешения судну на выход в море до их устранения. До принятия такого решения капитан порта рассматривает вопрос о возможности разрешения судну выйти в море с некоторыми несоответствиями, которые не являются жизненно важными для обеспечения безопасности судна, его экипажа и пассажиров, предотвращения загрязнения морской среды. При этом принимаются во внимание конкретные условия, размер и тип судна, протяженность и характер его рейса, характер груза и т. п. Если контролем установлено, что состояние судна или его оборудования и снабжения существенным образом не соответствует данным свидетельства, что делает судно непригодным для того вида эксплуатации, для которого оно предназначено, то ему может быть отказано в выдаче разрешения на выход в море. По результатам контроля за выполнением требований Конвенции 1978 г. капитан порта может отказать в выдаче разрешения на отход лишь в том случае, если не будут устранены несоответствия, касающиеся отсутствия дипломов капитана, старшего механика, лиц командного состава, несущих вахту на ходовом мостике и в машинном отделении, радиорубке, а также при наличии других недочетов, упомянутых в п. 2в Правила 1 (4) Конвенции. Если принято решение об отказе в выдаче судну разрешения на отход, капитан порта в письменной форме уведомляет консула или дипломатического представителя государства флага судна об основаниях задержания в связи с контролем. Капитан порта может выдать разрешение на выход судна из порта для перехода до следующего порта захода в связи с отсутствием на месте или длительностью доставки: оборудования или снабжения, недостатка времени на контроль из-за позднего получения информации о несоответствии судна, занятости инспектора по проверке других судов. В этом случае капитан порта уведомляет морские власти страны следующего порта захода судна. Если в результате контроля будут обнаружены какие-либо несоот- ветствия, капитан порта составляет акт по установленной форме и в журнале контроля делается соответствующая запись. От запрещения выхода судна из порта в связи с обнаружившимися несоответствиями следует отличать задержание судна начальником порта, осуществляемое согласно статьям 75 и 76 КТМ. В соответствии с указанными статьями судно может быть задержано в морском торговом порту начальником порта по просьбе лица, имеющего требования, основанные на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждения портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, впредь до представления судовладельцем достаточного обеспечения. Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием, несут лица, по требованию которых состоялось задержание. Распоряжение начальника порта о задержании судна по перечисленным требованиям действительно в течение 3 сут. Если в этот срок не будет вынесено постановление суда или председателя Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово- промышленной палате СССР (когда стороны согласились на рассмотрение спора в МАК) о наложении на судно ареста, оно подлежит немедленному освобождению.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий