В своей основе деятельность по агентированию судов вызвана раз- делением труда в торговом обороте. Возникла потребность выделения и расширения специальной категории работников, выполняющих функции представителя собственника. В законодательстве континентальных стран Европы начала XIX в. появился институт представительства. Различается договорное и законное представительство. Первое основано на договоре представителя с представляемым. Второе возникает тогда, когда сам закон назначает определенное лицо представлять интересы другого. В Англии и США представительство регулируется нормами, выработанными судебной практикой.
В англо-саксонском праве термин «агент» (представитель) употребляется в широком и узком смысле. В первом случае охватываются все виды представительства и посредничества. Во втором случае агент — это лицо, уполномоченное на заключение сделок и на совершение других действий от имени представляемого и за его счет. Деятельность агентских фирм встречается в различных областях экономики. В большей степени распространена в торговле, страховании, туризме и на всех видах транспорта. В частности, на морском. Наряду с широко распространенным в торговом судоходстве названием «морской агент» используются и другие — портовый агент, агент судовладельца, судовой агент, доверенное лицо судна. Выражение «морской агент» наиболее полно раскрывает сущность морского агентирования, поскольку, кроме интересов принципала (судовладельца), которые являются главными для морского агента, он может также представлять интересы фрахтователей, отправителей и получателей груза, страховщиков и других третьих лиц. Существуют различные определения морского агента. По французскому праву морской агент является уполномоченным представителем судовладельца. Перед ним он несет личную ответственность. Выполняет все касающиеся судна операции и оказывает обычные услуги судну и грузу, которые не осуществляются самим капитаном. Польский морской кодекс 1961 г. определяет морского агента как постоянного представителя судовладельца, действующего от его имени и за его счет. Ассоциация морских организаций порта Антверпен дает следующее определение морскому агенту: «Морской агент — это лицо, которому от имени и по поручению судовладельцев, фрахтователей, капитанов судов поручено наблюдать за деятельностью судна и вести дела последнего, обеспечивая в самом широком понимании все действия, необходимые для осуществления транспортных операций, включая таможенное оформление и взаимодействие с другими организациями, в частности, с получателями и отправителями грузов, выполнение любых дел, имеющих непосредственное отношение к поручению, а также оказание посреднических услуг в качестве представителя перевозчика при заключении фрахтовых сделок». В Югославии морской агент определен как физическое или юридическое лицо, которое представляет принципала или посредничает в морской деятельности. Третьи лица, с которыми взаимодействует морской агент, довольно многочисленны и разнообразны. Их можно условно разбить на две основные группы. Первая — все виды официальных властей. Вторая— лица, состоящие в длящихся или кратковременных договорных отношениях с принципалом. К официальным властям относятся: администрация портов, таможенные, пограничные, санитарные и полицейские власти, консульства, нотариусы, судебные органы и др. В число договорных партнеров принципала входят: компании, участвующие в договоре перевозки (фрахтователи, от- правители и получатели груза, их агенты и страховщики); компании, обслуживающие груз (стивидорные, терминальные, экспедиторские, тальманские и др.); компании, обслуживающие судно (лоцманские, буксирные, швартовые, судоремонтные и др.); компании, обслуживающие парк оборудования (лизинговые, ремонтные, железнодорожные и автотранспортные, контейнерное депо). В число прочих лиц входят и сюрвейеры, адвокаты, представители квалификационных обществ, клубов взаимного страхования и др. Морские агенты имеют широкие посреднические функции. Судо- владельцы поручают им согласовывать и заключать договоры на портовую буксировку и лоцманскую проводку, посредничать при заключении договора фрахтования судна, договора на ремонт либо переоборудование судна, согласовывать цены и условия поставки бункерного топлива (бункера), судовых масел, пресной воды, продовольствия т. д. Если агент имеет на то полномочия судовладельца, он подписывает договор от его имени. При отсутствии таких полномочий посредническая роль агента сводится к содействию принципалу либо его представителю в выторговывании наиболее выгодных для судовладельца коммерческих условий сделки. Эта работа имеет большое коммерческое значение для судовладельца, если учесть опыт агента, знание им местных условий, обычаев и конъюнктуры рынка. Наиболее широко посреднические функции морского агента представлены в линейном судоходстве. Выполняя главную задачу по обеспечению загрузки линейных судов, он в роли брокера заключает от имени судовладельца договоры на перевозку грузов. Здесь посреднические функции агента не ограничиваются подписанием коносамента или букингноты. Агент проводит и большую работу по изучению рынка, рекламе работы линии, фрахтовой политике. Морской агент помогает судовладельцу, капитану, экипажу, пассажирам. В частности, содействует капитану в правильном заполнении бланков по оформлению прихода и отхода судна, в разрешении коммерческих разногласий, возникающих в процессе грузовых операций, в оформлении общей аварии, организации смены экипажа или госпитализации отдельных его членов и т. д. В пассажирских перевозках пассажир является одной из сторон в договоре перевозки, заключенном с судовладельцем, часто при посредничестве морского агента либо туристического агента. До посадки на судно и после высадки в морском порту пассажиры решают все свои вопросы с морским агентом. Выступая от имени судовладельца, морской агент информирует пассажира о движении, времени прихода и отхода судна, бронирует места в гостинице, если судно опаздывает, помогает в приобретении билетов на обратный проезд, а также в решении иных вопросов, связанных с морским путешествием. Итак, морской агент — это представитель и помощник судовладельца, выступающий от имени и за счет последнего в соответствии с полномочиями, основанными на законе или договоре во всех делах судовладельца коммерческого и административного характера, которые связаны с морской перевозкой грузов или пассажиров.