Загрузка...

Правовой институт спасания на море является одним из древнейших. Те или иные нормы, относящиеся к спасанию встречаются в таких памятниках права как индийские законы Ману, кодекс Юстиниана, в Родосском морском праве.
Между тем оказание помощи жертвам кораблекрушении и спасание гибнущего на море имущества осуществлялось в те далекие времена преимущественно с берега либо вблизи береговой полосы и полностью зависели от погоды и состояния моря. Прибрежное спасание сводилось по существу к снятию и расхищению имущества с разбитых судов и растаскиванию обломков кораблекрушения. Этот варварский обычаи, следы которого уходят в глубокую древность, известен под названием «берегового права». Лишь в XVI в в Англии указанные нормы получили ограничительное применение, а во Франции были отменены в 1790 г.
Следует отметить, что в России этот варварский обычаи никогда не существовал. Уже договор князя Олега с греками предусматривал на пути из «варяг в греки» (водный торговый путь, связывавший Киевскую Русь с Византией) оказание помощи иностранному судну при крушении, проводку его в безопасное место, доставку в Царьград (Константинополь).
Разнообразие национальных законов по вопросам спасания, потребности развивающегося торювого мореплавания потребовали международно-правового регулирования вопросов спасания.
В период с 1897 по 1910 гг Состоятся ряд международных конференции, которые завершились подписанием в 1910 г в Брюсселе Международной Конвенции для объединения некоторых правит относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г.
Ее участниками до недавнего времени являлись более 75 государств, под флагами которых плавают суда, составляю щие более 80 % тоннажа всего мирового торювого флота.
В 1967 г в Брюсселе в дополнение к пол Конвенции был принят Протокол, предусматривающий распространение ее правил на случаи спасания военных кораблей и других государственных судов, используемых для правитечь-ственной некоммерческой службы.

Новым этапом в развитии института спасания стало вступление в силу 14 июня 1996 г. Международной Конвенции о спасании 1989 г. Основная причина модернизации режима, установленного Конвенцией 1910 г — принцип спасания «без спасения нет вознаграждения» оказался совершенно неприемлемым для случаев спасания танкеров и судов, перевозящих опасные вещества. Традиционное спасательное право не позволяло вознаграждать спасателей которым не удавалось спасти танкер, груженный нефтью или газовоз, но удавалось предотвратить значительные нефтяные разливы или устранить значительное химическое заражение. Эта проблема была решена в рамках Конвенции 1989 г.
В КТМ РФ спасание регулируется положениями главы XX.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий