Распределение общей аварии процесс весьма трудоемкий и требует специальных знаний и опыта. В этой связи распределение в большинстве случаев поручается специальным лицам — диспашерам (average ajusters).
В большинстве стран в качестве диспашеров выступают частные фирмы. В РФ диспашеры являются должностными лицами, действующими в составе Ассоциации диспашеров при Торгово-промышленной палате РФ. Они назначаются из числа лиц, обладающих знаниями и опытом в области морского права.
Процесс распределения общей аварии начинается с обращения заинтересованного лица в диспашерскую фирму, а в России — в Ассоциацию диспашеров с заявлением о таком распределении. Диспашер рассматривает такое заявление и выносит соответствующее мотивированное постановление.
На основе собранных материалов диспашер составляет расчет по распределению общей аварии диспашу (average statement).
За составление диспаши взимается плата, сумма которой включается в общую аварию. Размер платы зависит от суммы общей аварии.
По российскому законодательству диспаша может быть оспорена путем подачи в Московский городской суд заявления об изменении или отмене диспаши. Такое заявление может быть подано в течение 3 месяцев со дня получения диспаши, если она касается общей аварии в малом каботаже, и в течение 6 месяцев — по общей аварии в большом каботаже или в заграничном плавании.
Схема расчета диспаши следующая:
1. Выделяются убытки по общей аварии из общей суммы затрат — (активная масса) Ам;
2. Определяется стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии с включением фрахта (контрибуционная стоимость)
Кс = Сс + Сг + Ф ,
где Сс — стоимость судна; Сг — стоимость груза; Ф — фрахт;
3. Определяется контрибуционный дивиденд Кд = (Ам/Кс) х 100;
4. Распределяются убытки между судном, грузом и фрахтом:
Доля судна Дс = (Сс х Кд)/100; Доля груза Дг = (Сг х Кд)/100; Доля фрахта Дф = (Ф х Кд)/100.