Оценить

Санитарный режим советских морских портов определяется Правилами по санитарной охране территории СССР, утвержденными приказом министра здравоохранения СССР от 20 июля 1983 г. и введенными в действие с 1 января 1984 г. В этих Правилах учтены требования Международных медико-санитарных правил 1969 г. (с последующими изменениями). В том случае, если какой-либо вопрос не урегулирован в Правилах 1983 г., санитарные власти СССР руководствуются Международными медико-санитарными правилами.
Санитарная охрана территории СССР представляет систему общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение заноса на территорию Советского Союза карантинных (холера, чума, желтая лихорадка) и других заболеваний, перечисленных в Правилах (например, малярия и другие опасные для человека инфекционные болезни, передаваемые комарами). При невыполнении требований, предусмотренных Правилами, может быть запрещен въезд и выезд из СССР транспортных средств и отдельных лиц, включая иностранных граждан, а также ввоз и вывоз из СССР грузов. Нарушение Правил влечет административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Санитарная охрана территории СССР включает организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия, осуществляемые на всех видах транспортных средств, участвующих в международных перевозках и в пунктах пропуска через Государственную границу СССР, в том числе в морских портах.
Капитаны судов должны немедленно информировать санитарные власти порта назначения о выявлении среди членов экипажей или пассажиров больных с подозрением на инфекционные заболевания и падеже грызунов, проводить в пути следования первичные противоэпидемические мероприятия, включая временную изоляцию выявленного больного и наблюдение за состоянием здоровья лиц, находящихся на судне.
До прибытия в порт капитаны судов должны сообщить сведения, предусмотренные морской медико-санитарной декларацией (в частности, перечень портов захода с начала рейса; имел ли место на борту в течение рейса случай заболеваний карантинной или инфекционной болезнью; умер ли кто-нибудь на борту по каким-либо причинам, кроме несчастного случая; имеются ли на судне больные). Администрация порта немедленно передает полученную информацию санитарно-карантинному отделу (санитарно- эпидемиологической станции). Морские суда, от которых не поступила информация о наличии на них больных с симптомами инфекционной болезни, павших грызунов, получают
от санитарных властей разрешение на право свободных сношений (свободную практику).
В случае получения информации о наличии на судне больного с симптомами инфекционных заболеваний, падежа грызунов судно, а также его экипаж, пассажиры и грузы подвергаются санитарному досмотру, который включает: медицинский осмотр экипажа и пассажиров; проверку морской медико-санитарной декларации; свидетельства о дератизации или об освобождении от нее; проверку паспортов и билетов с целью выяснения маршрута следования; санитарный осмотр судов, грузов (контейнеров и лихтеров).
Санитарный досмотр предшествует другим видам досмотра в морских портах. По окончании санитарного досмотра судна, а также после проведения на нем необходимых противоэпидемических мероприятий осуществляется
пограничный и таможенный контроль. Противоэпидемические мероприятия включают: срочную изоляцию и последующую срочную госпитализацию больного с целью уточнения диагноза и лечения; дезинсекцию, дезинфекцию и дератизацию судов, грузов и багажа и последующие мероприятия при подтверждении диагноза. Эти мероприятия проводятся таким образом, чтобы по возможности не причинять излишних неудобств и ущерба судам, грузам и отдельным лицам. Суда, на которых выявлен больной с симптомами указанной выше болезни, вместе с пассажирами и грузами отводятся для проведения противоэпидемических мероприятий на санитарный причал. Эти мероприятия начинаются немедленно, осуществляются и завершаются без задержки и дискриминации. Плата за лечение, содержание и питание во время изоляции, проведения медицинского осмотра, бактериологическое или иное обследование, а также за дезинфекцию и дератизацию по эпидемическим показаниям не взимается. К пассажирам и экипажам зараженного судна, которые не покидают борт судна, никаких мер, кроме медицинского осмотра, не применяется. Любые меры (кроме медицинского осмотра), которые были приняты в первом порту захода, не повторяются в следующем советском порту, если в пути следования не были выявлены факты, имеющие эпидемиологическое значение, или было установлено, что принятые меры оказались неэффективными.
Любое судно, которое отказывается подвергнуться предписанным санитарно-эпидемиологическим мерам, имеет право, не получая свободной практики, покинуть порт. Ему разрешается принимать на борт топливо, воду и продовольствие.
Грузы подвергаются санитарным мерам только в том случае, если они прибывают из местностей, зараженных болезнями, на которые распространяются Правила, или если санитарные власти располагают данными о том, что эти грузы могли быть заражены возбудителями указанных болезней и могут способствовать их распространению. Грузы, перевозимые транзитом без перегрузки (кроме живых животных), не подвергаются никаким санитарным мерам и их не задерживают в порту. Багаж (кроме багажа лиц зараженного или подозреваемого в заражении лица) может быть подвергнут дезинфекции или дезинсекции только в том случае, если есть подозрение, что он содержит зараженные материалы и насекомых-переносчиков возбудителей болезней.
Правила содержат перечень специальных мероприятий по предупреждению заноса и распространения холеры, чумы, желтой лихорадки и малярии. Иностранные военные корабли в порту СССР должны выполнять требования Международных медико-санитарных правил и принимать меры к предупреждению заноса заразных болезней. Сведения о санитарном состоянии корабля сообщаются прибывающему на корабль представителю санитарного надзора по форме Морской медико-санитарной декларации. Мероприятия по санитарной охране территории СССР при нахождении на ней иностранных военных транспортных средств осуществляются учреждениями Министерства обороны в объеме, предусмотренном Правилами 1983 г.

Согласно ст. 14 Закона СССР «0 государственной границе СССР» порядок сообщения судов с берегом, схода на берег членов экипажа судна, посещение судов лицами, не являющимися членами экипажа, устанавливается законодательством Союза ССР и специальными правилами. Основным правовым актом, регламентирующим порядок въезда в СССР, является Положение о въезде в Союз Советских Социалистических Республик и о выезде из Союза Советских Социалистических Республик (Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1970
г.. СП СССР, 1970, № 18, с. 139). В соответствии с п. 4 Положения пропуск через государственную границу членов экипажей судов заграничного плавания регулируется специальными правилами. В настоящее время действуют Правила схода на берег и допущения к пребыванию на берегу лиц судового экипажа иностранных судов, кроме военных, во время стоянки их в портах Союза ССР, утвержденные постановлением СНК СССР от 23 ноября 1926 г. с изменениями, внесенными постановлением СНК СССР от 28 июня 1935 г. и постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1983 г. Согласно Правилам лица судового экипажа имеют право сходить на берег и пребывать на территории порта и портового города во время стоянки судна в советском порту по особым пропускам, выдаваемым контрольно-пропускными пунктами пограничных войск, с одновременным предъявлением национального документа (Мореходной книжки) с фотографической карточкой владельца документа. Пропуска выдаются капитану судна под расписку одновременно с возвращением национальных документов.
Членам экипажей иностранных судов разрешено пребывание на территории портового города, однако оно должно продолжаться в течение определенного времени. В Правилах установлено, что, если пребывание продолжается более 24 ч, член экипажа обязан в общем порядке прописаться на основании выданного пропуска. Однако постановлением от 10 мая 1984 г. № 433 Совет Министров СССР утвердил Правила пребывания иностранных граждан в СССР, согласно которым (п. 21) освобождаются от регистрации заграничных паспортов или заменяющих их документов лица, входящие в состав экипажей иностранных невоенных судов, при нахождении в советских портах и портовых городах, а при организованных выездах на экскурсии — и в других городах СССР. Согласно п. 24 Правила 1984 г. положение о
прописке и выписке в органах внутренних дел иностранных граждан на членов экипажей судов не распространяется.
Правилами специально оговаривается, что во время пребывания на берегу лица судового экипажа иностранного судна должны подчиняться всем законам и распоряжениям, действующим на территории СССР. В случае нарушения этими лицами законов и действующих правил контрольно- пропускные пункты могут запрещать им дальнейшее пребывание на берегу. Перед отходом судна капитан обязан возвратить на контролыю-пропускной пункт все выданные пропуска. За невозвращение пропусков на капитана налагается штраф в размере до 50 руб. О неявке на судно ко времени отхода лиц судового экипажа капитан обязан сообщить на контрольно-пропускной пункт и совместно с его представителем составить специальный акт. Если опоздавший член экипажа явится в течение З сут. со дня отхода судна и если в данном порту есть консульский представитель государства флага судна или государства, гражданином которого является
опоздавший, то соответствующие власти немедленно направляют его к консульскому представителю для принятия мер к отправке. Если в порту нет такого представительства, соответствующие власти дают опоздавшему члену
экипажа определенное время, чтобы он покинул территорию СССР. При неявке или обнаружении опоздавшего по истечении 3 сут. со дня отхода судна к опоздавшему применяются общие правила, касающиеся лиц, пребывающих на территории СССР без соблюдения установленного для этого порядка.
Особый порядок установлен для схода и пребывания на берегу личного состава иностранных военных кораблей. Согласно Правилам плавания и пребывания в территориальных водах (территориальном море), внутренних водах и портах СССР иностранных военных кораблей увольнение на берег личного состава и разрешение всех вопросов, связанных с этим (число увольняемых, время увольнения, время возвращения на корабль и т. п.), производится командиром иностранного военного корабля по согласованию со старшим морским начальником, являющимся официальным представителем советского военно-морского командования в порту. Личному составу сходить на берег с оружием запрещается. Исключением является сход на берег с холодным оружием офицеров и младшего командного состава, если это предусмотрено формой одежды. Старший морской начальник может разрешать сход на берег команд с оружием для участия в парадах или траурных церемониях. На время увольнения с разрешения старшего морского начальника из числа экипажа иностранного корабля могут выделяться невооруженные патрули. Место пребывания, маршруты движения и состав патрулей согласовываются старшим морским начальником.
Допуск на борт иностранного военного корабля и сход на берег лиц, не входящих в состав его экипажа, осуществляются в порядке, определяемом командиром корабля по согласованию со старшим морским начальником, и с соблюдением соответствующих таможенных и паспортных правил. Таможенный режим советских морских портов регулируется Таможенным кодексом Союза СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. и введенным в действие с 1 июля 1964 г. Согласно Кодексу контрольные функции осуществляются на границе
местными таможенными учреждениями — таможнями и подчиненными им таможенными постами, которые в своей деятельности руководствуются Таможенным кодексом, законами и постановлениями правительства СССР, изданными в их развитие, приказами, правилами и инструкциями, а также международными соглашениями по таможенным вопросам, участником которых является СССР. Согласно ст. 16 Таможенного кодекса таможенный контроль за судами,
прибывающими из-за границы и направляющимися за границу, осуществляется по правилам, утверждаемым Главным управлением государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. В настоящее время действуют Правила таможенного контроля за судами заграничного плавания и перевозимыми на них грузами, утвержденные Министерством внешней торговли 12 ноября 1962 г. Контроль за вещами членов экипажа и пассажиров осуществляется на основании Правил ввоза в
СССР и вывоза за границу гражданами вещей, валюты и ценностей, утвержденными Главным управлением таможенного контроля СССР 21. 07. 90 г.
Морские суда, направляющиеся за границу и прибывающие из-за границы, пропускаются во все порты, открытые для захода судов заграничного плавания (для иностранных судов — порты, открытые для захода этих судов), где имеются таможенные учреждения, осуществляющие контроль за судами и перевозимыми на них грузами, производящие таможенный досмотр жилых помещений судна, груза, багажа и ручной клади пассажиров, личных вещей, принадлежащих членам экипажа, а также оформление судовых и грузовых документов.
Места стоянки судов на время производства таможенного досмотра, выгрузки и погрузки грузов, посадки и высадки пассажиров определяются администрацией порта по согласованию с таможнями. Без разрешения таможенных учреждений не допускается подход к иностранным судам во время их стоянки в порту буксиров, кранов, лодок и других плавучих средств, а также запрещается передача с судна на берег или на другие суда и обратно каких-либо предметов. Капитан судна обязан вручить таможенному учреждению Общую декларацию, Декларацию о грузе. Декларацию о личных вещах экипажа, судовую роль и список пассажиров. Таможня производит осмотр судна, причем судовая администрация обязана указать и открыть все имеющиеся на судне помещения, в которых находятся грузы и предметы, не подлежащие выносу на берег. Обязательно пломбируются находящиеся на иностранных судах оружие, взрывчатые и наркологические средства. Грузы, предназначенные для данного порта, должны быть предъявлены
таможне и выгружены с ее разрешения и под ее наблюдением в соответствии с коносаментами и манифестами. Таможня пропускает грузы по копиям разнарядок всесоюзных внешнеторговых объединений, в которых указываются наименование судна и груза, номер разрешения на ввоз, страна  и др. О разрешении на выпуск таможня делает на Манифесте соответствующую отметку. Грузы, поступившие из-за границы без документов, без разрешения таможни не могут быть выгружены. Аналогично производится таможенный контроль и при погрузке грузов. Капитан обязан предоставить таможне перед отходом Манифест, а также другие документы по ее требованию. Капитан иностранного судна производит отметки о происшедших изменениях или отсутствии таковых в судовой роли и других документах.
Согласно Правилам 1977 г. члены экипажей советских и иностранных судов могут ввести беспошлинно предметы личного пользования, необходимые в пути следования, и вывезти за границу эти предметы, а также предметы, купленные в пределах личных потребностей. Запрещено ввозить в СССР оружие всякого рода военных образцов и
боеприпасы к нему; опий, гашиш и приспособления для их курения; изобразительные материалы порнографического характера; вредные для СССР в политическом и экономическом отношении произведения печати, снимки, грампластинки, а также товары и ценности, ввоз которых запрещен на основании постановлений и распоряжений Совета Министров СССР.
Из СССР запрещается вывозить оружие военных образцов и боеприпасы к нему, военное снаряжение; аннулированные ценные бумаги; предметы старины и искусства; рога сайгаков, маралов, а также товары и ценности, вывоз которых запрещен на основании постановлений и распоряжений Совета Министров СССР.
О каждом случае контрабанды составляется протокол, на основании которого начальник таможни выносит постановление о наложении штрафа в размере до 50 руб. на граждан и до 100 руб. на должностных лиц (если в действиях виновных в нарушении таможенных правил нет состава преступления). Постановление начальника таможни по делам о контрабанде может быть обжаловано через соответствующую таможню в Главное управление в течение 10 дней со дня вынесения постановления, после чего жалоба может быть подана в суд. Решение суда является окончательным. Администрация порта дает разрешение на отход судна только в том случае, если со стороны таможни не имеется возражений к отходу (для временного удаления судна из порта в связи со штормом, морским отливом или другими обстоятельствами, носящими характер непреодолимой силы, согласия таможни не требуется). Таможня дает разрешение на отход, если уплачены все причитающиеся платежи или представлено письменное обязательство кредитоспособных организаций или лиц уплатить причитающиеся суммы. В случае неуплаты указанных сумм или непредставления соответствующего обеспечения таможня заявляет порту требование о задержании судна.
Иностранные военные корабли в портах СССР освобождаются от таможенного досмотра и таможенных пошлин. Исключение составляют лица, не являющиеся членами экипажа, в случае их схода на берег, а также товары и грузы, выгружаемые с корабля на берег (если иное не предусмотрено международным договором СССР).

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий