Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

В соответствии с положениями Конвенции о спасании 1989 г. спасательная операция означает любое действие или деятельность, предпринимаемые для оказания помощи судну или любому другому имуществу, находящимся в опасности в судоходных водах или любых других водах.

Имущество согласно Конвенции означает любое имущество, которое не прикреплено постоянно и преднамеренно к побережью, и включает фрахт на риске.
Ущерб окружающей среде означает значительный физический ущерб здоровью человека, или морской флоре и фауне, или ресурсам в прибрежных или внутренних водах или в районах, прилегающих к ним, вызванный загрязнением, заражением, пожаром, взрывом или другими подобными инцидентами.
Обязанности спасателя, владельца и капитана. По отношению к владельцу судна или другого имущества, находящихся в опасности, спасатель обязан:
а) осуществлять спасательные операции с должной заботой;
б) при их осуществлении проявлять должную заботу о предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
в) когда этого разумно требуют обстоятельства, обращаться за помощью к другим спасателям;
г) соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует владелец или капитан судна или владелец другого имущества, находящихся в опасности, при условии, однако, что это не повлияет на размер его вознаграждения, если будет признано, что такое требование было неразумным.
По отношению к спасателю владелец и капитан судна или владелец другого имущества, находящихся в опасности, обязаны:
а) в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операций;
б) при этом проявлять должную заботу о предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
в) принять судно или другое имущество после того, как оно было доставлено в безопасное место, когда этого разумно требует спасатель.
Спасательные операции, имевшие полезный результат, дают право на вознаграждение. Его размер устанавливается с учетом следующих критериев:
спасенная стоимость судна и другого имущества;
мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
степень успеха, достигнутого спасателем; характер и степень опасности;
мастерство и усилия спасателей в спасании судна, другого имущества и людей;
затраченное спасателями время и понесенные ими расходы и убытки;
риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование;
быстрота оказания услуг;
наличие и использование судов или другого оборудования, предназначенного для спасательных операций;
состояние готовности и эффективность оборудования спасателя и его стоимость.
Размер вознаграждения, исключая любые проценты и
возмещаемые судебные или арбитражные расходы, не может превышать спасенной стоимости судна и другого имущества.
Специальная компенсация. Если спасатель осуществил спасательные операции в отношении судна, которое само по себе или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, и не смог заработать вознаграждение, он имеет право на получение от владельца этого судна специальной компенсации, равной его расходам. Компенсация может быть увеличена максимум до 30% понесенных спасателем расходов. Суд или арбитраж может увеличить размер компенсации, однако общее увеличение не может превышать 100% понесенных спасателем расходов.
Под расходами спасателя понимаются фактические расходы, разумно понесенные спасателем, и справедливую оплату за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции.
Если спасатель проявил небрежность и вследствие этого не смог предотвратить или уменьшить ущерб окружающей среде, он может быть полностью или частично лишен специальной компенсации.
Другие договоры. Спасательное вознаграждение не полагается, если только оказанные услуги не превышают того, что может разумно рассматриваться как должное исполнение договора, заключенного до возникновения опасности, например, договора буксировки.
Неправильное поведение спасателя. Спасатель может быть полностью или частично лишен вознаграждения в той мере, в какой спасательные операции оказались необходимыми или более трудными по его вине или небрежности, или если спасатель виновен в обмане или ином нечестном поведении.
Запрещение спасательных операций. Услуги, оказанные вопреки прямому и разумному запрещению владельца или капитана судна или владельца другого находящегося в опасности имущества, которое не находится и не находилось на борту судна, не дают права на вознаграждение.
Исковая давность. Любой иск относительно выплаты вознаграждения погашается давностью, если судебное или арбитражное производство не начаты в течение двух лет. Срок исковой давности исчисляется со дня окончания спасательных операций.
Договор о спасании. Спасание по своей юридической природе не является договорным обязательством, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев спасание судна и иного имущества на море осуществляется на основе соглашения между владельцем такого имущества и спасателем, т.е. на основании договора о спасании.
Следует отметить, что всякое соглашение о спасании, состоявшееся в момент и под влиянием опасности может быть по требованию одной из сторон признано недействительным или изменено судом или арбитражем, если суд или арбитраж признает условия соглашения несправедливыми.
Сам характер спасания, требующего срочности и осуществляемого в условиях морской стихии, часто исключает возможность детального согласования условий спасания. Поэтому в практике торгового мореплавания используются типовые (стандартные) проформы спасательных контрактов. В России используется проформа, разработанная Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ (Договор по форме МАК). Важнейшее ее условие заключается в том, что в’случае возникновения имущественного спора, связанного со спасанием, дело рассматривается в МАК.
Широкое распространение получил спасательный контракт ллойдовской стандартной формы, последняя редакция которого была одобрена Советом Ллойда в 1990 г. (LOF-90) и основанный на положениях Конвенции о спасании 1989 г. Ллойдовская проформа спасательного контракта предусматривает разрешение споров в Великобритании.
Следует отметить, что статьи КТМ РФ, в части касающейся спасания, основаны на положениях Конвенции о спасании 1989 г.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий