5 (100%) 1 голос[ов]

В экспертной оценке авторов «Основных направлений для морского законодательства» права и обязанности капитана морского торгового судна изложены следующим образом:
а) капитан отвечает за сохранность судна и всего того, что на его борту;
б) капитан отвечает за управление судном в качестве эксплуатационной единицы;
в) капитан должен сохранять стандарты дисциплины и поведения, необходимые для соответствующего ведения дел; на борту судна капитан является конечным арбитром по всем вопросам дисциплины; г) капитан должен быть лично заинтересован в высоком моральном состоянии судового экипажа и постоянно поддерживать такой уровень;
д) капитан отвечает за безопасное управление судном, за сохранную перевозку груза, за предотвращение загрязнения; он должен четко довести свои требования по указанным вопросам до командного состава;
е) капитан отвечает за загрузку судна в соответствии со свидетельством о грузовой марке судна и положениями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.;
ж) капитан должен предусмотреть, чтобы судно не испытывало ненадлежащего напряжения, вызванного неправильным размещением и укладкой груза или балласта;
з) капитан должен быть осведомлен о всяких действиях, которые могут повлиять на водонепроницаемость судна, и должен допускать такие действия по своему письменному разрешению;
и) капитан всегда отвечает за безопасность судна;
к) капитану необходимо содержать судовые документы и свидетельства в сохранности и обеспечивать их действительность и порядок;
л) капитан отвечает за судовую отчетность и за всю переписку с судовладельцами;
м) капитану следует исходить из того, чтобы поставка продуктов и условия проживания на судне находились на уровне тех стандартов, на которые рассчитывают его судовладельцы и которые требуются страной места регистрации судна;
н) капитану следует заботиться в начале и в течение рейса о мореходности судна во всех отношениях, о надлежащей погрузке и сохранности груза, о принятии всех разумных мер для защиты груза от утраты, недостачи и хищений;
о) если во время рейса груз был поврежден или утрачен из-за шторма или какой-либо другой опасности, то капитан должен в ближайшем порту захода заявить морской протест перед надлежащими властями, подробно описав в нем происшествие;
п) капитан должен следить за надлежащим и точным ведением вахтенных журналов судна и постоянно держать под своим наблюдением судовые журналы и все остальные документы судна;
р) капитан должен, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна и лиц на борту судна, оказать всяческую помощь судам и лицам, терпящим бедствие (это является обязанностью, установленной международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г.);
с) капитану следует обеспечить соблюдение правил и законов страны места регистрации судна, а также установленных судовладельцем правил;
т) капитан должен обеспечить выполнение правил и законов каждого порта страны захода его судна;
у) капитан должен обеспечить выполнение Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;
ф) капитану следует предусмотреть наличие на борту судна достаточного запаса бункера, продовольствия, свежей воды (с некоторым запасом), чтобы достичь ближайший порт назначения;
х) капитан отвечает за состояние медицины на судне;
ц) капитан должен быть осведомлен о коммерческих возможностях своего судна по обработке груза (с учетом безопасности судна, его экипажа и груза).
Приведенная здесь экспертная оценка носит в большей степени концептуальное понимание полномочий современного капитана морского торгового судна. Оценка сведена в основном к потребностям управления и эксплуатации судна безотносительно к закону флага судна. Право каждого государства имеет свои особенности. По советскому праву капитан торгового судна — это служащий судовладельца. Закон возложил на капитана ряд обязанностей и наделил такими правами, которые свойственны отдельным органам государственного управления.
Капитан:
I. Осуществляет административно-правовые функции. 1) В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством СССР или союзной республики, на территории которой расположен порт приписки судна, капитан выполняет функции органа дознания (ст. 59 КТМ). При этом он руководствуется уголовно-
процессуальным законодательством СССР или данной союзной республики, а также Инструкцией о производстве дознания на морских судах, находящихся в плавании (утвержденной Генеральным прокурором СССР 07. 08. 74 по согласованию с Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР).
Капитан вправе проводить дознание лично или уполномочить на проведение дознания любое лицо из командного состава. Дознание осуществляется не в полном объеме: выполняются только неотложные следственные действия — осмотр, обыск, выемки, освидетельствование, задержание, Допрос подозреваемого, потерпевших и свидетелей. В условиях плавания неотложными могут оказаться и другие действия. О происшедшем капитан в течение суток сообщает прокурору по месту
приписки судна. Указания прокурора обязательны для лиц, выполняющих функции органа дознания.
Во время пребывания судна в иностранном порту капитан руководствуется соответствующими международными соглашениями
(договорами) и практикой страны порта нахождения судна. Если при выполнении функций органа дознания появляется необходимость обратиться за содействием к властям иностранного государства, капитан сообщает об этом консулу СССР. Далее капитан поступает в соответствии с указаниями консула СССР.
2) Удостоверяет случаи рождения ребенка на судне (ст. 51 КТМ) и случаи смерти на судне (ст. 52 КТМ). Не имеет значения, был ли умерший членом экипажа судна, пассажиром или лицом, не имевшим права на проезд. Форма акта рождения ребенка указана в приложении № 1. Акт о смерти составляется в произвольной форме. Его обязательные реквизиты: а) фамилия, имя и
отчество умершего, б) пол, в) национальность, г) дата смерти, д) возраст, е) место жительства умершего, ж) причина смерти, з) название судна, и) название судовладельца.
3) Удостоверяет составленное находящимся на судне лицом завещание (приложение № 2), принимает его на хранение и хранит его до передачи начальнику советского порта или консулу СССР в иностранном порту. Удостоверение завещания осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов или судов
внутреннего плавания, плавающих под флагом СССР, от 07. 08. 74. Капитан должен соблюдать тайну удостоверения завещания.
В число полномочий капитана закон не включил регистрацию на борту судна брака. Просьбы о регистрации брака следует отклонять, независимо от кого бы они ни исходили — от советских или иностранных граждан.
II. Осуществляет управление судном и судовождение. Капитан принимает все меры, необходимые для обеспечения
безопасности плавания, поддержания порядка на борту, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу (ст. 48 КТМ). Какие меры необходимо принять для обеспечения безопасности плавания, должен решать сам капитан, руководствуясь положениями международных конвенций, соглашений, договоров, в которых участвует СССР, правилами
Регистра СССР, а также другими правилами. Их невыполнение может вызвать наказание капитана в виде лишения свободы, наложения на капитана штрафа, последствия которого в дальнейшем могут затронуть имущественные интересы судовладельца и клуба взаимного страхования. Соблюдение на борту судна строгих мер безопасности распространяется не только на членов
экипажа, но и также на пассажиров, посетителей судна, стивидоров и др. Происшествия на борту судна или с самим судном необходимо расследовать так быстро, как это возможно. При этом обеспечить сбор всех доказательств о данном происшествии, без промедления извещать судовладельца, судового агента, клуб взаимного страхования. В необходимых случаях капитан вправе созвать судовой совет (ст. 54 КТМ). Судовой совет есть консультативный орган. Мнение совета не
связывает капитана. Он может принимать решения, противоположные мнению судового совета.
III. Осуществляет представительство интересов судовладельца и грузовладельцев. Исходная посылка лежит в нормах гражданского права о представительстве (ст. 62 ГК РСФСР). Полномочия представителя могут быть основаны на доверенности, законе, административном акте. Характер и предел полномочий капитана указан в КТМ. Во-первых, его полномочия основаны на законе. Доверенности поэтому капитану не требуется. Во-вторых, полномочия капитана ограничиваются заключением сделок, «вызываемых нуждами судна, груза или плавания» (ст. 50 КТМ). Сделки, заключенные за пределами этих полномочий, обязывают лишь заключившего их капитана. По таким сделкам капитан отвечает своим личным имуществом. Представительство капитана лежит в трех сферах: в интересах судовладельца; в интересах грузовладельцев; в общих интересах судна, груза
и фрахта. Как представитель судовладельца капитан вправе заключать широкий круг сделок — от найма лоцмана до предъявления исков в суд (агентирование судна, наем буксира, перевозка грузов, приобретение продовольствия, бункера и т. п.). Как представитель грузовладельцев капитан вправе заключать сделки, связанные с погрузкой или выгрузкой груза (когда эта обязанность лежит на грузовладельце), сделки по передаче на хранение груза, не принятого получателем в порту назначения и т. п. Капитан может действовать в общих интересах судна, груза, фрахта — заключает договоры о спасании, осуществляет общеаварийные расходы и пожертвования. Права и обязанности из заключенных капитаном сделок возникают для
судовладельца и грузовладельцев. Закон исходит из презумпции безвозмездности действий самого капитана. Поэтому, чтобы иметь право на вознаграждение, прямое указание по этому поводу должно содержаться в договоре.
Например, был заключен договор перевозки груза. Затем капитан как представитель судовладельца предложил отправителю груза дополнительные услуги за вознаграждение (за более короткий срок доставки, большую заботу о грузе в пути). Отправитель согласился и наряду с ранее уплаченным фрахтом дополнительно уплатил капитану обусловленную сумму. Ее капитан полностью распределил между членами экипажа. Это ошибка. Деньги причитаются судовладельцу. Перед ним капитан вправе ставить вопрос о передаче или их части членам экипажа. Капитан судна осуществляет лишь «перевозку вверенного ему отправителем груза(ст. 118 КТМ). Поэтому капитан не вправе распоряжаться имуществом других Исключения из этого фундаментального правила могут быть указаны в законе. капитану дано право осуществить реквизицию находящегося на борту судна груза (КТМ), продать часть груза (ст. 58 КТМ). Вполне возможно сознательное решение капитана затопить судно вместе с находящимся на нем грузом с целью не допустить захват (ст. 57 КТМ). Раз действия капитана возможны в силу прямого разрешения закона и при наступлении определенного юридического факта, то капитану для совершения этих действий не требуется предварительное подтверждение со стороны судовладельца, перевозчика или собственника груза.
Нельзя, однако, рассматривать эти правомочия капитана безграничными. Закон установил капитану узкие рамки использования таких правомочий. Реквизиция всегда подчинена строго определенной цели — государственному или общественному интересу
при особо серьезной необходимости и чрезвычайных обстоятельствах. Применительно торговому мореплаванию реквизицию оправдывает истощение на судне в открытом жизненных припасов (ст. 55 КТМ). Поэтому реквизиции подлежит не всякий груз, лишь тот, который может быть использован для питания. Продажа части вверенного капитану груза допустима при наступлении во время рейса «неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания». Закон требует капитана избрать тот способ приобретения средств, который наименее убыточен владельца груза. Перечень таких способов закон не приводит. К ним можно отнести продажу наименьшей части вверенного капитану груза и по возможно более высокой цене. Логика исполнения указанной законом обязанности подсказывает, что конкретной ситуации наименее убыточным способом может оказаться, на наш взгляд, продажа части груза, а заключение других договоров (залога, имущественного найма д.). Следует отметить, что ситуации, описанные в ст. 55, 57, 58 КТМ, хотя и нашли отражение в законе, однако в практике работы советских пароходств в наши дни встречались. Современные средства связи сводят к минимуму вероятность обращения капитана к реализации правомочия, которым его наделил закон. Сегодня в течение короткого времени можно перевести из страны в страну крупные суммы денег.
• Похожая ситуация на иностранных судах. Капитан английского судна, например, вправе покупать необходимые запасы и оборудование для своего судна. Расходы идут счет судовладельца. Но если судовладелец сочтет, что купленные капитаном предметы не являются необходимыми, тогда их стоимость может быть отнесена на счет капитана. Последний вправе осуществлять необходимые и разумные закупки. Что понимать «необходимыми» закупками, определяется с позиции бережливого судовладельца, бы он оказался на борту судна в аналогичной ситуации.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий