Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
3.5/5 - (13 голосов)

Важнейшим звеном в системе обеспечения безопасности мореплавания в РФ являются береговые системы управления движением судов (СУДС). Они создаются, в первую очередь в районах и портах с интенсивным судоходством и повышенной экологической опасностью. Можно выделить три наиболее важных задачи, которые призваны решать СУДС:

1.Организация движения судов;

2. Навигационная помощь;
3. Информационное обеспечение.

В настоящее время в России СУДС различных категорий функционируют в портах Архангельск, Балтийск, Ванино, Владивосток, Восточный, Калининград, Мурманск, Находка, Новороссийск, Санкт-Петербург. Они показали высокую эффективность, прежде всего, за счет повышения ритмичности работы порта, сокращения простоев, а также ши- < рокие возможности по снижению аварийности и охране морской среды.
В зависимости от протяженности зоны действия, навигационных и гидрометеорологических условий, интенсивности движения судов и оснащенности техническими средствами в соответствии с присвоенной категорией СУДС должны выполнять целиком или частично следующие функции:
1.Обнаружение судов на подходах к зоне действия, установление связи с ними, получение необходимого перечня , данных о каждом судне, регистрация этих данных;
2. Регулирование движения судов на основе радиолокационного и визуального наблюдения за плаванием и стоянкой судов в зоне действия СУДС, а также радиообмена, контроля за соблюдением установленных путей, скоростей, и дистанций между судами, навигационной и другой информации для обеспечения движения судов;
3. Выдача информации судам для предотвращения аварийных ситуаций, при нарушении правил плавания, смещения с якорных стоянок, о смещении со штатных мест средств навигационного оборудования и наличии других факторов, влияющих на безопасность плавания судов, а также координация действий в аварийных ситуациях;
4. Выдача обязательных для выполнения судами указаний, касающихся: очередности движения;
маршрута и скорости движения; места стоянки;
5. Выдачаданных о местоположении судна при радиолокационной проводке, которые носят информационный характер;

6. Получение от соответствующих служб гидрометеорологической информации, передачу ее на суда, использование при выработке указаний о режиме движения;
7. Получение от соответствующих местных органов гидрографии, береговых организаций и лоцманов данных об изменениях в работе СНО и иной навигационно-гидрогра-фической информации в зоне действия СУДС, передачу полученных сведений на суда, использование их при выработке указаний о режиме движения;
8. Оказание содействия аварийно-спасательным, буксировочным, дноуглубительным и другим специальным работам в зоне действия СУДС;
9. Оказание содействия в установлении связи между судами, береговыми организациями и службами;
10. Контроль за нахождением на штатных местах плавучих СНО в зоне действия СУДС;
И.Сбор, обработка, документирование и хранение информации и статистических данных о движении судов.
По уровню сложности в зависимости от требуемой точности, объема выполняемых функций, навигационных и гидрометеорологических условий, судооборота в зоне действия СУДС последние подразделяются на 4 категории:
Высшая категория — региональные СУДС, оборудованные высокоточными специализированными техническими средствами наблюдения, компьютерной обработки информации и связи, обслуживающие обширные акватории, которые включают в себя, как правило, несколько портов с подходами, проливами, системами разделения движения судов, каналами, фарватерами;
I категория — сложные автоматизированные СУДС, оборудованные специальными высокоточными техническими средствами наблюдения с компьютерной обработкой информации и связи, обслуживающие, как правило, подходы и акватории крупных портов и каналы;
II категория — СУДС, оборудованные специализированными БРЛС, близкими по характеристикам к судовым радиолокаторам с обработкой информации на уровне систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП) и с отображением элементов электронной карты;
III категория — упрощенные СУДС (или посты регулирования движения), оборудованные упрощенными БРЛС на базе судовых радиолокаторов. СУДС должна быть укомплектована квалифицированным техническим персоналом, а также операторами. Начальник СУДС назначается владельцем системы по согласованию с Морской администрацией порта (МАП), в зоне которого находится СУДС, и Росморфлотом Он должен пройти тренажерную подготовку оператора СУДС и изучить аппаратуру СУДС

Операторы должны пройти тренажерную подготовку по программе, согласованной с Росморфлотом, и сдать экзамен комиссии на умение пользоваться техническими средствами связи.
Принципы организации, функциональные обязанности и права, а также ответственность СУДС в зонах их действия обычно излагаются в Типовом положении о СУДС.
СУДС создаются в портах и/или в прибрежных районах, где интенсивность судоходства и навигационно-гидрогра-фические условия плавания требуют централизованного упорядочения движения судов для обеспечения безопасности плавания, сокращения простоев судов, повышения ритмичности работы флота, портов и защиты окружающей среды. СУДС создается по согласованию с Росморфлотом, а также заинтересованными государственными предприятиями, учреждениями и организациями. СУДС в РФ являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.
В составе СУДС для оперативного выполнения ее функций организуется центр и в случае необходимости субцентры и посты с обслуживающим персоналом или управляемые автоматически из центра
СУДС должны быть сертифицированы на соответствие технико-эксплуатационным требованиям Росморфлота с присвоением соответствующей категории, укомплектованы соответствующим персоналом, техническими средствами, которые должны удовлетворять международным и национальным требованиям и рекомендациям и иметь соответствующий сертификат Деятельность СУДС, связанная с проводкой судов, лицензируется в соответствии с действующим положением о лицензировании
При создании СУДС издаются правила плавания в зоне их действия Если зона действия СУДС не выходит за пределы акватории одного порта, правила плавания включаются в виде отдельного раздела в обязательные постановления по порту Если зона действия СУДС охватывает акватории и подходы к нескольким портам, Правила плавания включаются в Обязательные постановления по этим портам в виде приложений. Правила плавания должны быть согласованы с местными органами погранвойск, ВМФ и другими заинтересованными организациями.

Правила плавания должны регламентировать организацию движения судов, процедуры связи и взаимоотношения СУДС с обслуживаемыми судами, функции СУДС, очередность обслуживания судов и другие положения, связанные с деятельностью СУДС, для обеспечения безопасности мореплавания.
В правилах плавания указываются границы действия СУДС, границы рабочих зон технических средств, основные функции и данные о технико-эксплуатационных возможностях СУДС.
Установленные пути движения судов, режимные районы, выдержки из правил плавания и другая необходимая информация, касающаяся деятельности СУДС, должны быть нанесены на навигационных картах.
Изменения объявленных данных о СУДС своевременно доводятся до мореплавателей передачей навигационных предупреждений по радио и, при необходимости, через Извещения мореплавателям.
Обязанности судов, береговых opi анизаций и служб, относящихся к деятельности СУДС, отражаются в Обязательных постановлениях по портам и правилах плавания.
Сведения о вводе в действие СУДС и правила плавания в зоне ее действия объявляются в Извещениях мореплавателям.
Функциональная организация СУДС зависит от зоны ее действия, которая может охватывать акваторию и подходы к одному или несколькими портам.
Если зона действия СУДС охватывает акватории и подходы к нескольким портам, СУДС по решению Росморфлота действует под контролем МАП одного из портов по согласованию с МАП других портов.
Если зона действия СУДС охватывает акваторию и подходы к одному порту, СУДС действует под контролем МАП данного порта.

При плавании в зоне действия СУДС с судов взимается навигационный сбор за обслуживание в установленном порядке по утвержденным ставкам с учетом коэффициентов в зависимости от категории СУДС.
Штат СУДС комплектуется операторами и инженерно-техническим персоналом в зависимости от категории системы. Операторы, осуществляющие функции по управлению движения судов должны пройти тренажерную подготовку в соответствии с действующим положением, касающимся тренажерной подготовки судоводителей, радиоспециалистов и операторов СУДС.
Положение о СУДС утверждается руководителем организации владельца системы и согласовывается с капитанами портов, находящихся в зоне действия СУДС, руководителями местных органов погранвойск и ВМФ.
Связь между СУДС и судами осуществляется в соответствии с предписанными правилами радиосвязи. Средства связи должны обеспечивать устойчивую связь с судами, находящимися в зоне действия СУДС и на подходах к ней, с другими заинтересованными службами и с выносными постами СУДС.
Связь должна осуществляться с помощью УКВ радиостанций, имеющих необходимое число каналов связи для обеспечения выполнения функций СУДС. Используемый язык должен обеспечивать возможность четкого взаимопонимания между СУДС и судами.
В отдельных зонах в качестве основного может использоваться рабочий язык страны, в которой установлена СУДС, однако там, где существуют языковые трудности, должен использоваться английский язык, в частности, по просьбе капитана судна или оператора СУДС. По возможности следует использовать Стандартный морской навигационный словарь-разговорник ИМО.
СУДС обслуживает суда в следующей последовательности:
1) аварийные суда и суда следующие для оказания помощи;
2) корабли и суда ВМФ и погранвойск;
3) паромы и пассажирские суда, следующие по расписанию;
4) суда со скоропортящимися грузами и рыбной продукцией;
5) суда с опасными грузами;
6) линейные суда;
7) прочие суда в соответствии с временем поступления заявок.

В зоне действия СУДС имеет право: давать указания о порядке движения судов и месте стоянки; контролировать выполнение судами установленных правил плавания; требовать от судов подтверждения полученных указаний и информации, а также сведения о предполагаемых и выполняемых маневрах.
СУДС несет ответственность за переданную информацию с учетом точности используемых технических средств, а также за неправильную информацию и ошибочные указания в соответствии с действующим законодательством.
При выполнении действий на основании информации и указаний, получаемых от СУДС, решение по непосредственному управлению судном и обеспечению его безопасности остаются за капитаном судна. Капитан должен знать о последствиях, которые могут произойти из-за неверно переданных в СУДС сведений о судне или неправильного использования информации и указаний СУДС.
Внедрение СУДС, являющихся важнейшим компонентом системы управления безопасностью на подходах к портам, акваториях портов, в узкостях является эффективным мероприятием, направленным на совершенствование управления транспортным процессом, обеспечение безопасности судоходства, защиту окружающей среды, сокращение потерь эксплуатационного времени, повышение эффективности работы портов.
Резолюции ИМО А.578 (14) и А.857 (20) «Руководство для СУДС», принятые соответственно 20 ноября 1985 г. и 17 ноября 1997 г. явились официальным признанием СУДС как важнейшего инструмента обеспечения безопасности судоходства, одобренного международным сообществом. Руководство определяет СУДС как «созданную компетентными властями, предназначенную для повышения уровня безопасности и эффективности судоходства, а также защиты окружающей среды».
Можно выделить три наиболее важных юридических вопроса, связанных с деятельностью СУДС. Во-первых, права государственных органов, портовых властей и других органов, призванных обеспечить контроль за судами с помощью СУДС. Во-вторых, взаимоотношения между персоналом СУДС, капитаном судна и лоцманом, находящимся на борту судна. В-третьих, определение ответственности в случае возникновения аварийного морского происшествия с участием судна, находящегося под контролем СУДС.

Примерами национальных законодательных актов, регулирующих деятельность СУДС являются:
Закон о портах Великобритании (The Harbors Act of the United Kingdom) 1964 г.;
Закон о безопасности портов и водных путей США (The Ports and Waterways Safety Act of the US), 1973, 1978, 1990 r.r.
Закон о судоходстве Нидерландов (The Shipping Act of the Netherlands), 1988 г.;
Закон о судоходстве Канады (The Canada Shipping Act), 1989 г.
Кодекс морских портов Франции (The Code of Maritime Ports), 1974 г.
В России нет законов, регламентирующих правовой режим СУДС. Сделано это лишь на уровне подзаконных положений, инструкций и т.п.
Безопасная и эффективная деятельность СУДС требует четкого понимания взаимной ответственности СУДС и капитана судна. Персонал СУДС, имеющий специальную подготовку и знания о местных особенностях водных путей, несет ответственность за управление движением судов в соответствующей зоне, в то время как капитан с его знаниями маневренных характеристик управляемого им судна и профессиональным мастерством несет ответственность за безопасность судна. Как правило, капитаны судов с уверенностью полагаются на опыт и профессионализм персонала СУДС и выполняют их указания. Однако могут возникнуть ситуации, когда несмотря на указания СУДС, капитан самостоятельно примет свое решение с тем, чтобы не подвергать судно риску.
Имея в своем распоряжении тренированный и надлежащим образом сертифицированный персонал, администрация СУДС должна обеспечить высокую степень компетентности при принятии тех или иных решений.
Если оператор СУДС дал указание судну, и в результате произошло аварийное морское происшествие, то вопрос о его ответственности, безусловно, будет увязан с добровольностью участия судна в СУДС. Капитан имеет право на собственное решение, даже противоречащее указаниям оператора СУДС, если он считает, что это ведет к опасному развитию ситуации.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий