Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
3.3/5 - (3 голоса)

В интересах обеспечения безопасности мореплавания необходимо тщательно расследовать каждое аварийное морское происшествие, с тем чтобы выводы такого расследования способствовали предотвращению в будущем допущенных ошибок. Обязанность государств обеспечить проведение такого расследования нашла закрепление и в международном праве. Так согласно СОЛАС-74/78 (Правило 21), каждое правительство обязуется проводить расследование любого аварийного морского происшествия, случившимся с любым из его судов. Информация о результатах такого расследования должна передаваться в ИМО. Аналогичное положение содержится и в Конвенции МАРПОЛ-73/78 (ст. 12).Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство организует расследование квалифицированными экспертами каждого морского происшествия или навигационного инцидента в открытом море (с участием плавающего под его флагом судна), приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или ущербу морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом расследовании. Расследование аварийных морских происшествий и их классификация осуществляются в соответствии с национальным законодательством.
В комплексе различных мер юридического характера, направленных на обеспечение безопасности мореплавания в России, надлежащему расследованию аварийных морских происшествий, как одному из правовых инструментов, направленных на профилактику и предупреждение аварийности на морском флоте, отводится значительная роль.
Основными нормативными актами, регламентирующими расследование аварийных морских происшествий в России, являются Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС-90), а также Инструкция по применению Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ИПРАС-92)
В Положении приняты следующие понятия и определения «аварийный случай» — событие с судном, приведшее его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения судна (корпуса и/или технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадки судна на грунт, касание грунта, препятствующие нормальной эксплуатации (плаванию) судна, повреждение судном берегового сооружения, СНО, другого судна (судов), потеря буксируемого объекта, палубного груза, намотка троса и/ или сетей на гребной винт;

«судно» — управляемые экипажами морские, озерные, речные, грузовые, пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые, технические, гидрографические, экспедиционные, неф-тегазоразведочные и другие плавучие средства, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие перегружатели, подводные аппараты, системы сбора океанских данных (ССОД), дебаркадеры, плавучие буровые установки, плавучие доки, плавучие мастерские, платформы, станции и другие плавучие объекты;
«мореходные качества» совокупность нормируемых в соответствии с Правилами Регистра судоходства или другого классификационного общества прочности, остойчивости, плавучести и непотопляемости судна;
«эксплуатационные ограничения» — выставленные Регистром судоходства или другим классификационным обществом определенные изъятия нормируемых требований в период эксплуатации судна с учетом снижения уровня технического состояния и/или ухудшения мореходных качеств, появления недостатков в оборудовании, некомплектности снабжения, наступивших в результате аварийного случая;
«навигационная безопасность» — это степень точности и достаточности нагрузки навигационных карт и пособий для плавания, своевременность оперативной навигационной информации о смещении СНО со штатных мест и изменении их характеристик, полнота и надежность гидрографического обследования района плавания, стабильность характеристик РНС, качество прогнозирования погоды и рекомендаций о безопасных путях плавания и другие факторы, обеспечивающие безопасность судоходства.
Действие указанного Положения распространяется на поднадзорные Регистру судоходства или другому классификационному обществу суда, принадлежащие министерствам (ведомствам) России, аварийный случай с которыми произошел во время их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе плавания, исключая участки внутренних водных путей, где навигаци-онно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами речного транспорта; на плавучиедоки, мастерские, платформы, станции и дебаркадеры только на период их перегона.

Действие Положения не распространяется: на корабли и суда ВМФ РФ, погранвойск ФСБ РФ, Министерства внутренних дел РФ;
на маломерные суда, не поднадзорные Регистру судоходства и другому признанному классификационному обществу;
на суда, находящиеся в постройке; на судовые баржи и плоты леса.
Целями расследования аварийного случая являются его классификация, установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастныхлиц, атак-же разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.
Аварийные случаи классифицируются как:
кораблекрушение;
авария;
аварийное происшествие; эксплуатационное повреждение.
Кораблекрушением считается аварийный случай, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно.
Аварией считается:
аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствия в произведенной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений с убытками 50 тыс. руб. и более:
аварийный случай, в результате коюрого произошло повреждение судном подводного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из эксплуатации с убытками 50 1ыс. руб. и более;

аварийный случай, в результате которого судно находилось на мели 48 часов и более, независимо от размеров причиненных убытков;
аварийный случай, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза или изменение его свойств, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств с убытками 50 тыс. руб. и более;
аварийный случай, повлекший гибель человека (людей).
Аварийным происшествием считается:
аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений с убытками от 5 до 50тыс. руб.;
аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судном подводного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из эксплуатации с убытками от 5 до 50 тыс. руб.;
аварийный случай, в результате которого судно находилось на мели менее 48 часов, независимо от размера причиненных убытков;
аварийный случай, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза и/или изменение его свойств, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств с убытками от 5 до 50 тыс. руб.;
аварийные случаи, связанные с потерей якоря (якорей) и/ или якорных цепей, намоткой на гребной винт тросов или сетей, утратой или повреждением спасательных шлюпок и/или шлюпбалок, независимо от размера причиненных убытков.
Эксплуатационным повреждением считается:

  • аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судна или смещение перевозимого груза и/или изменение его свойств, не подпадающее под аварии и аварийные происшествия;
  • аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях, независимо от размера причиненных убытков и утраты мореходных качеств;
  • аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, независимо от размера причиненных убытков и утраты мореходных качеств;
  • аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций, независимо от размера причиненных убытков и утраты мореходных качеств;
  • аварийный случай, в результате которого судном нанесено повреждение СНО с убытками не более 5 тыс. руб.;
  • аварийный случай, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или грузовых, и/или бун-керовочных операций в море с убытками не более 5 тыс. руб.;
  • аварийный случай, в результате которого судно находилось на мели менее 2 часов (пассажирское) или менее 6 часов (все остальные) и сошло с мели самостоятельно (несамоходное судно с помощью буксировавшего его судна), но при этом не получило каких-либо повреждений;
  • аварийный случай, связанный с незначительным повреждением берегового сооружения, приведшим к выводу его из эксплуатации и размер причиненных убытков при этом не превышает 5 тыс. руб.

Классификация аварийных случаев в соответствии с Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.
Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию аварийных случаев.
На основе документальных данных капитан порта производит окончательную классификацию аварийных случаев.
После аварийного случая свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Регистра судоходства или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действий судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Регистру или по его поручению иностранному классификационному обществу с целью определения техническою состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.
Основным органом расследования аварийные случаев является морской порт. Расследование аварийно! о случая осуществляет капитан морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.

Предварительное расследование аварийного случая осуществляет капитан судна.
Аварийный случай, повлекший повреждения, подпадающие под признаки эксплуатационного повреждения, за исключением событии, указанных ниже, расследуется и классифицируется капитаном судна самостоятельно. Надзор за расследованием таких аварийных случаев осуществляется судовладельцем.
Кораблекрушения и аварии с судами расследуются капитанами портов. Надзор за расследованием таких аварийных случаев осуществляется министерством (ведомством) по принадлежности порта.
Аварийные происшествия с судами расследуются судовладельцами.
Надзор за расследованием аварийных происшествий осуществляется министерством (ведомством) по принадлежности судна.
Аварийный случай, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным министерствам (ведомствам), атак-же аварийный случай, происшедший на акватории морского торгового порта РФ, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна.
Аварийный случай, происшедший из-за недостатков навигационно-гидрографического обеспечения, расследуется капитаном порта с участием представителей Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, Гидрографического предприятия или управления пути, в зависимости оттого, чьи интересы затронул аварийный случай.
Аварийный случай, затрагивающий иностранные интересы, повреждения судна, полученные при плавании в ледовых условиях, при проведении аварийно-спасательных работ, при плавании в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, расследуются капитаном порта.

Капитан судна о происшедшем аварийном случае обязан сообщить судовладельцу Если аварийный случай произошел на акватории российского порта, донесение направляется также и капитану данного порта.
Об аварийном случае, затрагивающем иностранные интересы, имевшем место в иностранных территориальных водах, капитан судна обязан сообщить судовладельцу, в консульство или посольство РФ в порту захода и обратиться к ним за оказанием содействия и помощи. О происшедшем случае также информируется представитель соответствующего страхового общества.
О всех случаях повреждения СНО судовладелец обязан немедленно сообщить территориальному подразделению Главного управления навигации и океанографии Минобороны РФ, Гидрографического предприятия, органа управления морского или внутреннего пути, капитану порта в зависимости от того, в чьем ведении находилось поврежденное оборудование.
О всех кораблекрушениях, авариях, а также аварийных случаях, затрагивающих иностранные интересы, и повреждениях судна, полученных при плавании в ледовых условиях и в условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает министерству (ведомству) по принадлежности судов. Одновременно о кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях судовладелец сообщает транспортному прокурору независимо от тяжести последствий конкретного случая.
Сообщение об аварийном случае должно содержать сведения, указанные в «Перечне передаваемых судовладельцу сведений по аварийному случаю» и «Перечне передаваемых министерству (ведомству) сведений по аварийному случаю» При необходимости министерство (ведомство) может устанавливать дополнительный объем сведений и порядок их передачи.
Капитан (шкипер) судна, с которым произошел аварийный случай, составляет судовой технический акто случившемся по установленной министерством (ведомством) форме.
При получении эксплуатационных повреждении капитан судна получает объяснения причастных к аварийному

случаю лиц, составляет заключение о происшедшем, при необходимости издает приказ по судну. При несогласии с выводами капитана судна по аварийному случаю судовладелец выносит свое заключение.
В случаях, кораблекрушения и аварии с судном, капитан после прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт представляет или направляет в течение суток капитану порта захода письменное заявление о случившемся и технический акт для регистрации аварийного случая.
Наосновании заявления и технического акта капитан порта регистрирует аварийный случай и контролирует представление капитаном судна в установленные сроки необходимых для расследования случая документов. Подача органу расследования документов об аварийном случае не освобождает капитана судна от обязанности оформить морской протест.
Срок расследования аварийного случая капитаном порта исчисляется с момента его регистрации, о чем сообщается в министерство (ведомство) по подчиненности.
Капитан судна в течение 3 суток после прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт представляет капитану порта:
подробное донесение об аварийном случае, выписки из судовых документов, объяснения причастных к аварийному случаю лиц и свидетелей;
при необходимости ленты самописцев, их расшифровку, путевую карту с прокладкой, схему маневрирования, радиолокационные планшеты, таблицы маневренных характеристик, графики теневых секторов РЛС, схемы и чертежи повреждений, другие необходимые документы.
В процессе расследования капитан судна по требованию капитана порта представляет необходимые дополнительные документы, позволяющие оценить полученные в результате аварийного случая повреждения:
акт водолазного осмотра и/или докового осмотра и/или сюрвейерского осмотра;
акт осмотра инспекции Регистра судоходства или другого классификационного общества;
фотографии повреждений;
предварительную калькуляцию ремонта;
счета специализированных предприятий, производивших устранение аварийных повреждений и др.

После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан порта классифицирует аварийный случай. Если аварийный случай классифицирован как аварийное происшествие, т.е. подлежит расследованию судовладельцем, капитан порта немедленно направляет материалы непосредственно владельцу судна, который в течение 10 суток после получения документов должен дать заключение, предусмотрев в нем необходимые профилактические меры по предупреждению подобных случаев в будущем.
Капитан порта в течение 20 суток с момента регистрации аварийного случая должен его расследовать и представить по нему заключение судовладельцу и министерству (ведомству) по принадлежности судна.
По каждому обоснованному представлению капитана порта министерство (ведомство) может продлить срок расследования на 10 суток.
В результате расследования аварийного случая капитаном порта или судовладельцем должны быть установлены :
соответствие судна, экипажа, снабжения, оборудования конвенционным и национальным требованиям;
навигационный фактологический анализ плавания;
условия и обстоятельства, при которых произошел аварийный случай;
причинно-следственные связи, обстоятельства и условия, приведшие к аварийному случаю, его причины, последствия и классификация;
оценка действий причастных к аварийному случаю лиц с учетом воздействия на них внешних факторов, их психологического состояния, степени усталости;
перечень должностных лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению аварийного случая, с указанием, кем и какие нормативные требования нарушены, не выполнены, не соблюдены;
соответствие совершенных действий национальным и конвенционным требованиям, регламентирующим безопасность мореплавания с учетом оправданного профессионального или хозяйственного риска.
Определение степени виновности причастных к аварийному случаю сторон является прерогативой арбитражных или судебных органов.

Риском в мореплавании, согласно Положению, признается такое действие управляющего судном лица, которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания, профессиональных знаний и опыта для избежания возможного большего вреда судну, грузу и людям. При этом нанесенный ущерб по своим размерам должен быть значительно меньше стоимости сохраненного имущества и/ или приобретенной выгоды, а лицо, допустившее в своих действиях риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения наступления вреда. Риск признается оправданным лишь при одновременном наличии следующих условий:
риск должен соответствовать цели, ради которой он предпринимается;
цель не может быть достигнута обычными, не связанными с риском действиями;
риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба;
предметом риска должны являться материальные объекты.
В процессе расследования, проводимого капитаном порта, к работе могут привлекаться соответствующие специалисты, проводиться лабораторные и иные анализы или экспертизы. Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании аварийных случаев, возмещаются судовладельцем.
При несогласии судовладельца с заключением капитана порта судовладелец может в 10-дневный срок после получения материалов расследования направить свои возражения в министерство (ведомство), которому подчинен капитан порта, расследовавший данный аварийный случай. Копия письма с возражениями направляется также капитану порта.
Министерство (ведомство) рассматривает заключение капитана порта и материалы по аварийному случаю, после чего выносит по нему окончательное решение с учетом возражений судовладельца и/или дополнительного расследования, если таковые имели место.
Судовладелец после получения заключения и приложенных к нему материалов по аварийному случаю должен разработать и осуществить профилактические мероприятия, предупреждающие повторение подобных случаев в будущем, а также привлечь к дисциплинарной и/или материальной ответственности лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению аварийного случая.

Контроль за осуществлением решений, принятых судовладельцем по результатам расследования аварийного случая, осуществляют министерства (ведомства).
Капитаны портов и судовладельцы по всем расследованным аварийным случаям заполняют аварийную карту и представляют ее в организацию, определенную министерством (ведомством).
Аварийные случаи с иностранными судами в территориальных и внутренних водах РФ, независимо от их вместимости и мощности СЭУ, подлежат расследованию капитаном российского порта в соответствии с Положением.
Аварийный случай с иностранными судами за пределами территориальных вод РФ расследуется капитаном российского порта только по просьбе капитана аварийного судна, судовладельца или консула страны, под флагом которой плавает аварийное судно.
Задержание причастного к аварийному случаю иностранного судна может производиться только в порядке, предусмотренном российским законодательством.
Судовладелец иностранного судна или консул страны флага могут в двухмесячный срок со дня получения заключения по аварийному случаю обжаловать его в министерстве, которому подведомственен капитан порта.
Расходы, связанные с расследованием аварийного случая с иностранным судном, возмещаются капитаном или судовладельцем.
Документы об аварийном случае, расследованном капитаном судна, подлежат хранению на судне в течение двух лет, после чего сдаются в архив судовладельца. Сведения об аварийных повреждениях вносятся в судовые документы (формуляры, паспорта, чертежи, журналы и др.). Капитан порта учитывает все расследованные им аварийные случаи по установленной министерством (ведомством) форме.
Документы об аварийных случаях, расследованных капитаном порта, подлежат хранению до завершения дела, но не менее 3 лет, после чего сдаются в архив порта.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий