Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

В экипаж морского судна входят лица, занятые выполнением обязанностей, связанных с его эксплуатацией или обслуживанием, и включенные в судовую роль. Судно должно быть укомплектовано экипажем таким образом, чтобы его состав как по количеству, так и по квалификации обеспечивал безопасное плавание и надлежащую эксплуатацию судна.
В соответствии со ст.52 КТМ РФ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна (старший, второй, третий и четвертый), механики (старший, второй, третий и четвертый), электромеханики (старший и второй), радиоспециалисты (обычно — начальник рации и второй радист) и врачи. В зависимости от назначения и особенностей судна, его размеров, района плавания и других факторов численность командного состава может варьироваться в широких пределах, но не должна быть ниже указанного в судовом Свидетельстве о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты.
Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна. Обычно лиц судовой команды называют рядовым составом. Возглавляет ее боцман. В состав команды, как правило, входят матросы, мотористы, обслуживающий персонал (повара, буфетчики и т. д.) и другие лица в зависимости от предназначения судна.
Согласно положениям КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:
обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;
недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ.
Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются соответственно капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Дипломы капитанов и лиц командного состава судов считаются действительными при наличии подтверждений соответственно капитанов морских торговых портов и капитанов морских рыбных портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.
Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответственно федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.
Согласно ст. 56 КТМ РФ в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан России могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые, однако, не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.
Международные требования, предъявляемые к квалификации моряков, основаны, в первую очередь, на нормах Международной Конвенции по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 г., а также соответствующих рекомендаций и резолюций ИМО.

Командный состав при работе на судне должен иметь следующие квалификационные документы:
1) рабочий диплом с подтверждением;
2) свидетельство о прохождении курсов по борьбе за живучесть судна.
Рядовой состав:
1) квалификационное свидетельство (матроса, моториста и т.п.);
2) свидетельство о прохождении курсов по борьбе за живучесть судна.
Помимо указанных документов, например, судоводительский состав должен иметь: 1) свидетельство о прохождении курсов радиолокационного наблюдателя и по средствам автоматической радиолокационной прокладки — САРП;
2) свидетельство о прохождении курсов судового оператора-радиотелефониста.
Старший помощник капитана при направлении на танкер должен также иметь свидетельство о прохождении курсов по мойке танков сырой нефтью.
От моряка могут потребоваться и другие квалификационные документы. К примеру, для командного состава введены требования об обязательном наличии сертификатов, выдаваемых в связи с вводом Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ).
Международные требования, касающиеся квалификации командного состава торговых судов, определены в Конвенции МОТ №53 «О свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов» 1936 г. Требования к квалификации рядового состава сосредоточены в двух конвенциях МОТ: Конвенции №69 « О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» 1946 г. и Конвенции №74 «О выдаче матросам свидетельств о квалификации» 1946 г.
В настоящее время ведомственным нормативно-правовым актом, регулирующим в России требования к квалификации моряков, являются Правила выдачи дипломов, свидетельств, квалификационных свидетельств на звания лиц командного и рядового состава, а также подтверждений дипломов (квалификационных свидетельств) и льготных разрешений (Приказ ММФ №276 от 29.12.83 г. в редакции приказа №84 от 13 мая 1985 г.). Согласно указанным Правилам для получения диплома или квалификационного свидетельства на имя капитана порта, которому предоставлено право их выдачи, представляются следующие документы в подлинниках:

заявление установленного образца;
справка-анкета установленного образца;
при получении первого диплома или квалификационного свидетельства — свидетельство установленного образца об окончании учебного заведения; при получении последующего высшего диплома или квалификационного свидетельства — подлинник предыдущего;
при получении последующего высшего диплома или квалификационного свидетельства — справка о безаварийном плавании (или контрольный талон к диплому без отметок-проколов для работников министерств и ведомств, в которых они установлены), а для радиоспециалистов — также справка об отсутствии нарушений Правил и Регламента радиосвязи, выдаваемая соответствующей службой);
при получении последующего высшего диплома или квалификационного свидетельства — копия протокола о сдаче экзаменов на соответствующее звание, выдаваемое специальной квалификационной комиссией;
справки о плавании установленного образца, подтверждающие выполнение требуемого срока плавания, справка учебного заведения установленного образца о выполнении производственного стажа и стажа плавания или справки о производственном стаже (для механиков и электромехаников) при получении первого диплома или квалификационного свидетельства;
две заверенные фотокарточки размером 3×4 см.
Срок рассмотрения документов, как правило, устанавливается в две недели, в крайнем случае, он не должен превышать одного месяца со дня принятия документов.
К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность по состоянию здоровья.
Требования к морякам относительно их здоровья определены рядом международно-правовых актов. Условно их можно разделить на два вида: с одной стороны это нормы международного права, устанавливающие медицинские требования к профессиональной пригодности моряков, с другой — нормы, касающиеся предупреждения заноса и распространения карантинных заболеваний, таких, например, как холера, желтая лихорадка, СПИД.

Прежде всего, моряк должен иметь сертификат о прохождении медицинского профессионального осмотра (Physical Examination Certificate). Наличие указанного сертификата и медицинские требования, предъявляемые к морякам для его получения, определяются положениями Конвенции МОТ №73 «О медицинском освидетельствовании моряков».
В соответствии с Международными медико-санитарными правилами 1969 г. с последующими изменениями для моряков необходимо обязательное наличие двух международных свидетельств о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки и холеры (International Certificate of vaccination or revaccination against yellow fever; International Certificate of vaccination or revaccination against cholera). Используемая вакцина должна соответствовать требованиям, установленным Всемирной организацией здравоохранения, что должно указываться в свидетельствах. Свидетельство о вакцинации или ревакцинации против холеры действительно в течение 6 месяцев, начиная с шестого дня после первого введения вакцины, или в случае ревакцинации, проведенной в течение этих 6 месяцев, начиная со дня вакцинации. Срок действия свидетельства о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки 10 лет, начиная с десятого дня после вакцинации или в случае ревакцинации, произведенной в течение этого десятилетнего периода со дня данной ревакцинации. Свидетельства должны быть собственноручно подписаны врачом. Его личная печать не может заменить подписи. Любое внесенное изменение, подчистка или неполное заполнение любой части свидетельства может повлечь за собой его недействительность.
Свидетельства выдаются индивидуально только одному лицу, выдача коллективных свидетельств не допускается. Фотографий прилагать к свидетельству не нужно.
Если врач считает, что моряку противопоказана прививка по медицинским соображениям, то он должен выдать письменную справку с указанием причин невозможности вакцинации. Вопрос о том, как поступить с моряком, имеющим такую справку, решается санитарными властями порта захода судна.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий