1. Под морскими происшествиями понимаются обстоятельства, нарушающие обычный порядок эксплуатации морского торгового судна, которые могут вызвать для судовладельца определенные юридические последствия. Нарушение обычного порядка, связанного с эксплуатацией судна, может иметь место на борту судна и вне его, как во время плавания судна, так и во время его стоянки. Хотя термин «морское» говорит о морском характере происшествия, т. е. о том, что оно произошло в море и с морскими судами, он не совсем точно определяет это понятие.
Понятие «морские происшествия» выходит за рамки чисто морских. Оно включает в себя происшествия, которые возникают во время плавания морских судов по внутренним водным путям и в период пребывания их в портах. Кроме того, понятие «морское происшествие» включает в себя происшествия, случившиеся не только с морскими судами, но и с другими плавающими, буксируемыми или стационарными объектами, например, при столкновении последних с судами морского флота, независимо от того, произошло ли такое столкновение в морских или иных водах. Приведенное толкование понятия морского происшествия как происшествия, которое не обязательно случается на море и не всегда касается только одних морских судов, нашло свое отражение в судебной и арбитражной практике различных государств. Кроме того, рядом международных конвенций установлены правила, согласно которых, в частности при столкновении судов, не принимается в расчет, между какими судами (только морскими или морскими и судами внутреннего плавания) и в каких водах произошло столкновение. Такое правило содержится, например, в ст. I Международной конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, заключенной в Брюсселе в сентябре 1910 года, и ряде других международно-правовых инструментов. Исходя из этих же принципов, к морским происшествиям относятся и случаи загрязнения нефтью и другими вредными химическими веществами моря с судов, несчастные случаи с людьми и нанесения материального ущерба объектам, находящимся на берегу в результате взрывов и пожаров на судах, а также выбросов с них вредных, отравляющих веществ и т. д. В зависимости от конкретного содержания юридического факта морские происшествия могут быть аварийного и неаварийного характера. Так, в Положении о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПАРС-90) аварийный случай определен как событие с судном, приведшее его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения судна (корпуса и/или технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадки судна на грунт, касание грунта, препятствующие нормальной эксплуатации (плаванию) судна, повреждение судном берегового сооружения, средств навигационного оборудования (СНО), другого судна (судов), потеря буксируемого объекта, палубного груза, намотка троса и/или сетей на гребной винт. Такое определение, как видно, содержит исчерпывающий перечень событий аварийного характера, но при этом не учитывает, например, загрязнение моря с судов. В целом же морские происшествия аварийного характера можно подразделить на несколько основных групп по видам юридических фактов, вызывающих аварийные последствия. К основным из них относятся: столкновения; повреждения плав. средств и береговых сооружений; повреждения средств навигационного оборудования; посадка на мель, касание грунта, подводных препятствий; взрывы и пожары на судах; спасание на море; загрязнение морской среды с судов. Неаварийные морские происшествия также связаны с причинением личного вреда либо материального ущерба, но возникают не в связи с юридическими фактами аварийного характера, а в результате действий и событий, не влекущих аварийных последствий. К таковым относятся: повреждение, утрата, недостача груза в связи с нарушением технологии его перевозки; другие нарушения условий договора морской перевозки груза и пассажиров; несчастные случаи с людьми; действия и распоряжения властей, военные действия, забастовки, если в результате их может быть причинен ущерб судну или грузу. В результате как аварийных, так и неаварийных морских происшествий нередко возникают различные требования к судовладельцам и их страховщикам по возмещению убытков, понесенных какими-либо лицами в результате таких происшествий. Так, если ущерб возник в результате аварийного происшествия, то у лица, понесшего такой ущерб, возникает право на его возмещение из причинения вреда. В случае же происшествия неаварийного характера право на возмещение возникает, как правило, из договора между сторонами. В обоих случаях с целью защиты интересов судовладельца в будущем споре с оппонентами важнейшую роль играют действия капитана и экипажа судна по сбору и закреплению доказательств, имеющих отношение к морскому происшествию. Правильный подбор и оформление необходимых документов способствует быстрому разрешению спора и позволяет иногда избежать длительных судебно-арбитражных процедур и излишних расходов. Когда же дело все-таки рассматривается судом или арбитражем, то собранные экипажем судна доказательства приобретают первостепенное значение для защиты интересов судовладельца. Часто с помощью собранных доказательств выясняется соблюдение капитаном и экипажем судна хорошей морской практики, надлежащей заботы о судне, грузе, пассажирах и интересах других лиц, связанных с мореплаванием. Качество таких доказательств не всегда высокое. Главная причина в том, что моряки часто не знают, какие действия необходимо предпринять, как собрать и закрепить необходимые доказательства. Разумеется, в этой работе они не могут и не должны подменять деятельность юристов и других береговых специалистов судовладельца. Все же, на наш взгляд, работа капитана и экипажа по составлению необходимых документов, сбору и закреплению доказательств, равно как и принятие других неотложных мер по защите имущественных интересов судовладельца, имеет вполне самостоятельное значение. Во-первых, с момента происшествия и до момента, когда делом начинает заниматься специалист, может пройти значительное время. В итоге, ценная информация окажется утраченной или значительно обесценится. Во-вторых, кроме сбора доказательств, показании свидетелей и другой ценной информации капитан и экипаж судна должны своевременно и последовательно предпринять другие неотложные меры в целях защиты интересов судовладельца сразу после происшествия. К ним могут относиться, в частности, определение точного места происшествия, названия судна при столкновении, предложение о помощи и т. д. В-третьих, не каждое происшествие, особенно связанное с недостачей, утратой или порчей груза, обязательно требует вмешательства специалистов. В связи с малым размером ущерба такие происшествия не всегда вызывают требования сторон. Тщательный анализ таких происшествий, аккуратное ведение записей, составление документов и сбор доказательств капитаном может иметь решающее значение для правильного разрешения дела. Наконец, знание капитаном принципов и основных требований по вопросам сбора и закрепления доказательств может значительно облегчить и ускорить работу адвокатов, сюрвейеров и других специалистов, которые в процессе своей деятельности нередко вынуждены обращаться к экипажу судна за помощью. 2. Капитан судна расследует в пределах своих правомочий морские происшествия аварийного характера, связанные с его судном, проводит ведомственное расследование случаев несохранности грузов, расследование несчастных случаев с людьми, выполняет функции органа дознания (ст. 59 КТМ). В СССР порядок расследования морских происшествий аварийного характера регламентируется «Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС—90). Оно утверждено приказом Минморфлота СССР от 29 декабря 1989 года. Основной орган расследования — капитан морского порта. В его компетенцию входит расследование всех случаев кораблекрушений, аварий и аварийных происшествий с советскими судами. Капитан морского порта также расследует аварийные случаи с иностранными судами, если они произошли в территориальных или внутренних водах СССР или если капитан или судовладелец иностранного аварийного судна попросит капитана порта расследовать данный случай. По прибытии судна или его экипажа (в случае гибели судна) в советский порт капитан судна немедленно представляет капитану морского порта письменное заявление об аварийном случае и технический акт. Для проведения капитаном порта расследования аварийного случая капитан судна обязан предоставить ему подробное донесение с изложением обстоятельств, причин, последствий аварийного случая и причастных к нему лиц, выписки из судового и машинного журналов, справку о размере убытков от аварийного случая, документальные и вещественные доказательства, собранные при оформлении происшествия. Расследование должно быть проведено в течение 20 суток с момента регистрации случая. Завершается оно составлением заключения. Если аварийный случай произошел за границей, то расследование осуществляется соответствующим административным органом государства. Капитан советского судна предпринимает необходимые меры к защите своей позиции в оценке доказательств. Наконец, если аварийный случай произошел в открытом море, то с целью обеспечения доказательств капитан судна или судовладелец могут разрешить расследование аварийного случая компетентным органам иностранного государства, на условиях взаимности. Такое расследование может быть направлено на выяснение обстоятельств и фактов, имеющих значение для предъявления сторонами требований о возмещении ущерба и установления размеров такого ущерба, и ни в коем случае не должно иметь целью дисциплинарное или уголовное преследование. Капитану судна нужно принять все необходимые меры к надлежащему оформлению аварийного случая и обеспечению зашиты имущественных интересов судовладельца до ухода из порта, где произошел аварийный случай или куда судно зашло после происшествия. Именно в этот период капитану предстоит наряду с проведением неотложных действий различного характера провести сбор и документальное закрепление доказательств аварийного случая. Под доказательствами в советском праве понимаются любые фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения гражданского дела, К источникам доказательств относятся: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства и заключения экспертов. С учетом вида и характера фактической информации, содержащейся в доказательствах, их принято делить на первоначальные (полученные, например, от свидетеля-очевидца) и производные (когда свидетель дает показания по сведениям, полученным от других лиц); на прямые (сразу устанавливающие какие-либо обстоятельства) и косвенные (устанавливающие лишь промежуточный факт). Такая классификация ориентируется на всестороннюю оценку доказательств, но не на признание заранее одних доказательств «лучшими», а других «худшими». Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности и руководствуясь законом и правосознанием.