Загрузка...

Национальное законодательство по предотвращению загрязнения морской среды с судов преследует две основные цели. Во-первых, оно вводит в действие и обеспечивает выполнение требований международных договоров, участником которых является отдельное государство. Соответствующие законы и правила относятся только к судам такого государства. Во-вторых, национальное законодательство прибрежного государства предусматривает защиту от загрязнения его прибрежных вод.В этом случае национальные законы и правила распространяются также и на иностранные суда. В соответствии с действующими международными договорами каждое прибрежное государство в своих территориальных водах может установить более жесткие требования в отношении сброса любых веществ, чем это предусмотрено в специальных договорах. В том числе полное запрещение всяких преднамеренных сбросов. Однако при условии, что иное не следует из положений договора, в котором такое государство участвует. Прибрежное государство может устанавливать определенные дополнительные требования, непосредственно не связанные с запрещением или ограничением сброса. Например, обязать суда сообщать об авариях во время нахождения в территориальном море. Иностранное судно, допустившее нарушение любых национальных правил и законов прибрежного государства, может быть задержано и в отношении него может быть возбуждено, преследование по законам такого государства. Возможности прибрежных государств по установлению национальных законов и правил в территориальном море ограничены Конвенцией ООН по морскому праву; государства не могут предъявлять к иностранным судам более высокие требования, касающиеся проектирования, конструкции, оборудования и комплектования экипажей судов, чем это предусмотрено общепринятыми международными нормами и стандартами. После принятия Конвенции 1954 г. многие страны издали законодательные акты, соответствующие требованиям этой Конвенции. В настоящее время появляется значительное число новых законодательных актов. Одни из них предусматривают выполнение государствами обязательств, вытекающих из участия в Конвенции МАРПОЛ 73/78 и других международных договорах. Другие — направлены главным образом на реализацию тех дополнительных прав, которые будут предоставлены прибрежным государствам Конвенцией ООН по морскому праву. Они относятся, как правило, к правам прибрежных государств по борьбе с загрязнением в экономической зоне. В СССР предотвращению загрязнения морской среды в результате судоходства уделяется самое серьезное внимание. СССР участвует практически во всех универсальных договорах, прямо или косвенно направленных на защиту и сохранение морской среды. Основополагающими законодательными актами СССР в этой области являются Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (действуют с 1 сентября 1971 г.) и соответствующие республиканские водные кодексы, а также ряд постановлений Союзного правительства. Одним из основных законодательных актов СССР является постановление Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» от 14 февраля 1974 г. В соответствии с этим постановлением министерства и ведомства обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения с судов и других плавучих средств внутренних морских и территориальных вод СССР и вод открытого моря. Основная ответственность за осуществление контроля по выполнению данного постановления возложена на Государственный комитет СССР по охране природы. Его уполномоченные лица — государственные инспектора. Они вправе: а) останавливать, посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь вещества или веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря или смесей, содержащих эти вещества свыше установленных норм, а также производить проверку правильности регистрации в судовых документах операций с такими веществами и смесями; б) давать обязательные указания об устранении нарушений установленных правил по операциям с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и смесями, содержащими эти вещества свыше установленных норм; в) задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие в пределах внутренних морских вод и территориального моря СССР незаконный сброс или не принявшие необходимые меры к предотвращению потерь веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, или смесей, содержащих эти вещества свыше установленных норм; составлять акты о нарушении правил по предотвращению загрязнения вод; в установленном порядке привлекать виновных лиц к административной ответственности или передавать материалы для привлечения к уголовной ответственности в соответствии с законодательством СССР и союзных республик. Практически все прибрежные государства имеют национальные законы и правила по предотвращению загрязнения внутренних вод и территориального моря с судов. Законы большинства стран предусматривают запрещение сбросов в пределах территориальных вод не только нефти и нефтепродуктов, но также и других вредных веществ и отходов. В национальном законодательстве, как правило, прямо предусмотрено освобождение от наказания (что однако, не освобождает от имущественной ответственности за ущерб) в тех случаях, когда сброс загрязняющих веществ был произведен в условиях крайней необходимости (спасение человеческой жизни, предотвращение повреждения судна и т. п.). Однако при этом многие страны (Швеция, Дания, Финляндия и др.) требуют, чтобы в таких случаях о готовящемся или произведенном сбросе было незамедлительно сообщено береговым властям. Законодательство большинства стран предусматривает строгое наказание за невыполнение этого требования Помимо запрещения сбросов и обязанности давать сообщения о готовящемся или произведенном сбросе некоторые страны требуют предоставления различных сведений о судне, грузе и т. п. в связи с его заходом не только в порты, но даже в территориальные воды. Так, согласно законодательству Франции, любое судно, перевозящее нефть или другие опасные вещества, при заходе во французские территориальные воды (даже если это не связано с последующим заходом во французский порт) должно сообщить дату и час захода, место захода, курс и скорость судна, данные о количестве и характере груза. Капитанам советских судов следует иметь в виду, что по законам большинства иностранных государств ответственность за сброс загрязняющих веществ в нарушение национальных законов и правил налагается непосредственно на капитана фактически независимо от его вины. Например, сброс мог быть совершен кем-либо из экипажа судна без ведома капитана. Во многих странах существует упрощенный порядок доказывания таких нарушений. Для привлечения капитана к ответственности властям прибрежного государства достаточно, как правило, доказать лишь самый факт сброса в нарушение национальных правил. Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности (например, если сброс был произведен в условиях крайней необходимости), возлагается на обвиняемого, в данном случае — капитана. Законами многих стран предусмотрены чрезвычайно строгие санкции за сброс загрязняющих веществ с судов и за некоторые другие нарушения национальных правил по предотвращению загрязнения моря. Например, в случае незаконного сброса нефти капитан судна может быть наказан по законодательству Великобритании — штрафом до 50 000 ф. ст., Канады — штрафом до 100 000 долл., Франции — штрафом до 5 000 000 фр. и лишением свободы на срок до пяти лет, а в случае повторного нарушения размер наказания может быть вдвое выше. В соответствии с законодательством СССР ответственность за загрязнение морской среды и за другие нарушения законов и правил, от- носящихся к предотвращению загрязнения моря с судов может быть гражданско-правовой (имущественной), уголовной и административной. Гражданско-правовая ответственность за сброс нефти и других загрязняющих веществ возникает в связи с причинением таким сбросом ущерба, который включает как прямой (положительный) ущерб, так и расходы, связанные с принятием превентивных мер или мер по ликвидации последствий загрязнения. Имущественная ответственность за ущерб от загрязнения моря с судов возложена на судовладельца. Предел ответственности судовладельца за ущерб, причиненный загрязнением нефтью и другими вредными веществами согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 11 «О размерах возмещения судовладельцем убытков, причиненных загрязнением нефтью и иными веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» от 18 марта 1981 г., составляет 120 руб. за каждую регистровую тонну валовой вместимости судна при «потолке» ответственности 12, 5 млн. руб. за каждый случай загрязнения. То есть примерно в тех же пределах, что и по Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. Уголовная ответственность за загрязнение внутренних морских и территориальных вод СССР с советских и иностранных судов, а также за загрязнение вод открытого моря с советских судов в нарушение международных договоров, участником которых является СССР, установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» от 26 февраля 1974 г., который был изменен и дополнен Указом от 21 мая 1980 г. (ст. 2231 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов республик). Согласно советскому законодательству к уголовной ответственности привлекаются физические лица, непосредственно виновные в загрязнении морских вод. При этом под «загрязнением» понимается в данном случае не только наступление вредных последствий в результате сброса загрязняющих веществ (например, причинение ущерба конкретным пользователям или морской среде), но и сам факт запрещенного советскими национальными правилами сброса, если сброс производится в пределах территориального моря СССР, либо международных норм, если сброс производится в открытом море. Уголовная ответственность предусмотрена как за запрещенные сбросы, так и за захоронение отходов вопреки правилам Конвенции 1972 г. или иных применимых договоров. Нарушение действующих национальных или международных правил о запрещении или ограничении сбросов наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до 15 000 руб. А в случае причинения такими действиями существенного вреда — лишением свободы на срок до пяти лет или штрафом до 25 000 руб. Соответствующие должностные лица советских и иностранных судов несут уголовную ответственность — исправительные работы на срок до одного года или штраф до 500 руб. Такая ответственность предусмотрена и за несообщение администрации ближайшего советского порта о готовящемся или произведенном сбросе вредных веществ вследствие крайней необходимости в пределах территориальных вод СССР, а в отношении советских судов — также в открытом море. В случае совершения менее серьезных нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Так, на капитана может быть наложен штраф до 100 руб. за невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами, внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях или незаконный отказ предъявить такие документы компетентным должностным лицам. Работник морского пароходства, по вине которого пароходство было вынуждено возместить ущерб от загрязнения моря, может быть привлечен к материальной ответственности. Такая ответственность может быть ограниченной или полной. К полной материальной ответственности лицо может быть привлечено в том случае, если его действия содержат признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий

www.adanaescortayca.com - www.adanaescortnehir.com - www.adanaescortderin.com - www.adanaescortgonca.com - Alanya escort