Юридические и физические лица обращаются в суд за защитой своих прав и интересов. Государственный суд является носителем публичной власти и правосудия. Обращение истца в суд направлено на получение благоприятного для себя решения. Например, чтобы обеспечить применение к конкретному гражданско-правовому спору юрисдикцию определенного государства. Через обращение к суду можно заставить должника выдать требуемое истцом обеспечение.
Арест имущества представляет собой ограничение права собственника или законного владельца на распоряжение и пользование имуществом. Арест в торговом мореплавании — это принудительное задержание судна или груза на основании решения суда. В СССР такой арест допустим и по постановлению председателя МАК (ст. 76 КТМ). При условии, однако, что стороны предварительно согласились передать соответствующий спор на рассмотрение МАК. 10. 04. 26 г. в Брюсселе была принята Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов. Согласно Конвенции морские суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им для выполнения коммерческих операций, должны подлежать в отношении исков и средств судебной защиты положениям общего морского права, т. е. наравне с частновладельческими судами. В судебной практике многих капиталистических государств принцип абсолютного иммунитета государственных судов не соблюдается на том основании, что эти государственные суда выполняют коммерческие функции (доктрина функционального иммунитета). 10. 05. 52 г. в Брюсселе была принята Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к аресту морских судов (далее— Конвенция 1952 г.). Она вступила в силу 24. 02. 56 г. Ее участниками являются более 50 государств. СССР в ней не участвует. Конвенция ограничивает право наложения ареста на морские суда в обеспечении гражданского иска т. н. «морскими требованиями». К ним относятся: ущерб, причиненный в результате столкновения; причинение личного вреда; спасание; договоры, относящиеся к использованию или найму судна; договоры перевозки; ущерб, причиненный грузу или багажу; снабжение судов; расходы, связанные с эксплуатацией судна и т. д. Арест может быть наложен на судно, к которому относится требование, или на любое другое судно того же собственника. На судно не может быть наложен арест более одного раза в пределах юрисдикции одного государства. Суд снимает арест после предоставления надлежащего обеспечения. Если стороны не достигли соглашения о размерах обеспечения или о его виде, то они определяются судом. Предоставление обеспечения не должно рассматриваться как признание ответственности или как отказ от права на ограничение ответственности. СССР отстаивает иммунитет государственных судов. Наряду с этим он пошел по пути заключения двусторонних и многосторонних договоров с иностранными государствами о неприменении при соблюдении определенных условий арестов судов (приложение № 3). Конвенция 1952 года не устранила многих различий в порядке и процедуре ареста судов. Причин несколько. Во-первых, не все страны участвуют в этой Конвенции. Во-вторых, во многих из них исторически сложились различные правовые системы, по- разному регулирующие арест судов. Эти различия сохраняются по довольно широкому кругу вопросов. В одних странах судно может быть арестовано лишь по иску, связанному с такими долговыми требованиями, по которым законодательством разрешается обращение взыскания на судно должника (например, система «lien», распространенная во многих странах англо- американского права) и по требованиям, связанным с залогом судов. В других странах, судно может быть арестовано по любым долговым требованиям кредитора. Чтобы арестовать судно, во многих странах требуется доказать наличие имущественного требования, т. е. продемонстрировать суду законность самого иска. Есть страны, где необходимо предоставить обеспечение в виде банковской гарантии, а иногда, и внесения в депозит суда суммы, равной стоимости судна. Цель такого обеспечения покрыть расходы должника на тот случай, если позже выяснится, что арест судна не был оправданной мерой или вообще не имел законных оснований. Нет единообразия по форме и содержанию документов, необходимых для предоставления в суд или другой компетентный орган для ареста судна. Представлять их суду в некоторых странах разрешено лишь специально нанятому для этих целей адвокату, имеющему письменное, особым образом зарегистрированное поручение клиента о защите его интересов по данному делу (power of attorney). Не исключены особенности ареста судна, когда требования кредитора не имеют прямой связи со страной, где предполагается арестовать судно. Например, когда ни истец, ни ответчик не находятся в данной стране, или ни отправитель груза ни его получатель, равно как и стороны договора купли- продажи товара или договора перевозки груза не имеют связи с этой страной. В подобных случаях арест не допускается лишь в очень небольшом количестве стран. Обычно законодательства стран либо прямо разрешают арест судна, либо такое разрешение сопровождается дополнительными для кредитора условиями. В отдельных странах арест производится автоматически, после вынесения решения судом. А в других фактический арест судна осуществляется специальными судебными исполнителями. Поэтому для стороны, желающей арестовать судно, надо знать и механизм исполнения судебных решений в конкретной стране. Иногда арест допускается лишь на определенное сроком время. По его истечении истцу для продолжения ареста надлежит, например, предъявить в компетентном суде иск в установленном порядке. В других случаях вместо предъявления иска законодательством страны может быть предусмотрена иная процедура, выполнение которой обязательно для истца, если он хочет продлить время ареста судна. Обычно процедура наложения ареста требует уведомить капитана судна об аресте его судна. При аресте иностранных судов уведомление часто направляется и консульству страны флага судна. Законодательство некоторых стран помимо того требует уведомления об аресте судовладельца. Процедура ареста иностранных судов может не отличаться от процедуры для ареста национальных судов. Однако из-за особенностей законодательства некоторых стран иногда могут возникать определенные трудности с арестом иностранного судна. Тем не менее существуют и страны, где арест судна, плавающего под флагом данной страны, совершенно исключается. При соблюдении необходимых требований арест в большинстве случаев может быть наложен в течение нескольких часов после обращения в суд или соответствующие компетентные органы. Небезразличны и условия, процедура, а также отведенное для снятия ареста время. В некоторых странах для этого требуется предоставление обеспечения в форме только банковской гарантии. В других форму обеспечения может избрать сам кредитор. Сегодня достаточным обеспечением часто признается гарантийное письмо клуба взаимного страхования. Дать полнообъемный анализ законодательства всех стран по вопросам ареста судов невозможно. Достаточно ограничиться изложением этой темы в форме ответов на поставленные ниже вопросы по странам, порты которых более часто посещаются советскими судами.
I. Условия наложения ареста в данной стране: а) требования, по которым возможно наложение ареста; б) компетентные органы; в) необходимые документы; г) участие адвокатов; д) процедура исполнения решения; е) дополнительные сведения.
II. Условия снятия ареста в данной стране: а) необходимая форма предоставляемого должником обеспечения; б) процедура снятия ареста; в) дополнительные сведения.