Прежде всего, следует указать на множественность правовых режимов ограничения ответственности, устанавливаемых рядом соответствующих международных конвенций, каждая из которых продолжает сохранять юридическую силу.
Первым международно-правовым актом, направленным на достижение компромисса между различными национальными системами ограничения ответственности явилась Международная конвенция об унификации некоторых правит об ограничении ответственности собственников морских судов 1924 г.Ее положения вкратце можно свести к следующим:
- По требованиям о вознаграждении за спасение, об уплате взносов по общей аварии и др судовладелец отвечает в пределах стоимости судна, его принадлежностей (шлюпки, якоря и т п ) и фрахта.
- По требованиям, вытекающим из причинения ущерба имуществу, ответственность судовладельца не должна превышать сумму, равную произведению 8 ф ст на нетто-регистровый тоннаж судна.
- По требованиям, вытекающим из причинения увечья или смерти ответственность судовладельца также не должна превышать сумму, равную произведению 8 ф ст на нетто-регистровый тоннаж судна Но если этой суммы окажется недостаточно, оставшаяся часть удовлетворяется из общих сумм составляющих предел ответственности судовладельца.
Конвенция 1924 г не получила широкого признания среди государств. К тому же со временем имели место девальвация и падение стоимости фунта стерлингов В 1957г. на Х дипломатической конференции по морскому праву в Брюсселе была выработана новая Конвенция об ограничении ответственности судовладельцев 1957 г.
Согласно положениям Конвенции 1957 г ограничение ответственности применяется в случаях гибели или причинения вреда здоровью лиц, атакже утраты или повреждения имущества, находившихся на борту судна, к которому относится требование, гибели или причинения вреда здоровью лиц, находившихся на борту другого судна или на воде, а также утраты или повреждения имущества или нарушения каких-либо прав, которые произошли по вине лица, находившегося на борту судна, к которому относится требование и за действия которого ответственность несет судовладелец. Это правило распространяется также на служащих судовладельца, не находившихся на борту судна, если упущения и небрежность были допущены ими при погрузочно-разгрузочных работах, посадке, перевозке и высадке пассажиров, устранения последствии кораблекрушения, подъема затонувшего судна и возмещения убытков, причиненных судном портовым сооружениям, водоемам и судоходным путям.
Судовладелец вправе ограничить свою ответственность не только в том случае, когда он является собственником судна, но и когда его ответственность вытекает из факта владения, опеки, охраны и контроля за судном.
Конвенция предусматривает также ограничение ответственности капитана и членов экипажа по указанным выше требованиям, предъявленным лично к ним Причем, в отличие от судовладельца, эти лица вправе ограничить свою ответственность даже в том случае, ко1да ущерб причинен по их вине.
Согласно Конвенции ограничение ответственности не применяется к претензиям:
а) по спасательным работам или по определению доли убытка при общей аварии,
б) вытекающим из причинения личного вреда капитану, чпенам экипажа и другим лицам, состоящим на службе у судовладельца и обязанности которых связаны с судном, включая претензии их наследников, иждивенцев и представителей.
Согласно ст.З ответственность судовладельца ограничивается:
- по имущественным претензиям — 1000 усл. франков за каждую тонну вместимости судна;
- по личным — 2100 усл. франков за каждую тонну вместимости судна;
- по претензиям, включающим имущественный и личный интерес — 3100 усл. франков за каждую тонну вместимости судна, из которых 2100 усл. франков предназначены для оплаты личных претензий, а 1000 усл. франков — имущественных претензий, причем, если первая часть окажется недостаточной для полной оплаты личных претензий, сумма неоплаченного остатка таких претензий подлежит пропорциональной оплате за счет второй части наряду с имущественными претензиями;
- Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. во взаимоотношениях между ее участниками была призвана заменить Брюссельские конвенции 1924 и 1957 гг.
В целом Конвенция 1976 г. сохранила тот же круг требований, ответственность по которым может быть ограничена, вместе с тем внесла ряд принципиальных изменений. В частности, положения Конвенции не распространяются на требования о возмещении ущерба от загрязнения нефтью, охватываемые Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. Конвенцией 1976 г. значительно повышены пределы ответственности судовладельца (в среднем в 3 раза по сравнению с Конвенцией 1957 г.). Для исчисления пределов ответственности введены дифференцированные ставки в зависимости от тоннажа судна, причем с увеличением тоннажа эти ставки уменьшаются. В качестве расчетной единицы использованы SDR, вместе с тем предусмотрена возможность использования условных франков.