Разрешению имущественных споров между сторонами должно предшествовать претензионное разбирательство, основная цель которого восстановить нарушенные права без обращения в суд или арбитраж. Претензионный порядок разрешения споров применяется не только во взаимоотношениях между российскими сторонами, он может быть применен и тогда, когда одной из сторон является иностранная организация. Учитывая, что судебное и арбитражное разрешение споров весьма дорогостоящее и длительное, нередко спор удается урегулировать на основании заявленной претензии.
Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации.В претензии указываются: требования заявителя; сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и других Доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, факсу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку.
К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежащие заверенные копии либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.
В ответе на претензию указываются: при полном или частичном удовлетворении претензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии — мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств.
При удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).
При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.
Ответ на претензию также отправляется заказным иди ценным письмом, по телеграфу, факсу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в установленный срок ответа на претензию заявитель обращается в суд или арбитраж.
В КТМ РФ указанным вопросам посвящена глава XXV «Претензии и иски. Исковая давность».