Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (COJIAC-74) — международный договор, содействующий усилению охраны человеческой жизни на море, заключенный государствами в 1974 г. с целью установления с их общего согласия единообразных принципов и правил, применяемых к судам, с последующим введением их в силу путем издания законов, декретов, приказов, правил. Договор распространяется на все пассажирские суда, перевозящие более 12 пассажиров, и на грузовые суда вместимостью 500 per. т и более, совершающие международные рейсы.
Правила Конвенции, если специально не предусмотрено иное, не применяются к следующим судам:
а) военным кораблям и военным транспортам;
б) грузовым судам валовой вместимостью менее 500 per. т;
в) судам, не имеющим механических средств движения;
г) деревянным судам примитивной конструкции;
д) прогулочным яхтам, не занимающимся коммерческими перевозками;
е) рыболовным судам.
Конвенция определяет порядок освидетельствования судов, приборов, систем и оборудования, выдачи соответствующих свидетельств о безопасности. Раскрываются требования к контролю за освидетельствованием и расследованием аварий. Излагаются требования к конструкции судна: делению на отсеки, остойчивости, его машинам и электрическим установкам. Определяются меры пожаробезопасности на пассажирских судах, на грузовых судах и на танкерах. Раздельно для пассажирских и грузовых судов излагаются требования к спасательным шлюпкам, плотам и иным спасательным средствам (кругам, устройствам для метания линя и пр.), расписаниям по тревогам. Регламентируются требования к радиотелефонным и радиотелеграфным устройствам, радиовахте, радиожурналам. Требования по безопасности мореплавания касаются информации об опасностях, метеорологической информации, данных ледовой разведки, аварийных и спасательных сигналов. Особо выделены требования к ядерным судам, судам, перевозящим зерно и опасные грузы. Кроме того, в Конвенции приводятся проформы различных свидетельств. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоянии, отвечающем требованиям Конвенции и гарантирующем пригодность для выхода в море без опасности для судна или людей, находящихся на борту.
Для осуществления этих предписаний участвующие в Конвенции государства должны проводить первоначальное (до начала эксплуатации) и периодические последующие освидетельствования и подтверждать соответствие судна требованиям Конвенции выдачей ему ряда свидетельств. Например, Свидетельства о безопасности пассажирского судна, Свидетельства о безопасности грузового судна по конструкции, Свидетельства о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, Свидетельства о безопасности грузового судна по связи и других. Свидетельства выдаются правительством государства флага или от его имени уполномоченной им организацией. В России эта функция возложена на Российский морской регистр судоходства (Регистр, PC). Согласно Конвенции СОЛАС-74 г. и Протоколу 1978 г. к ней, а также Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., эта организация наделена исключительной обязанностью осуществлять проверку и освидетельствование своих судов, а также продление, изъятие старого или выдачу нового Свидетельства о безопасности.
Государства — участники этих Конвенций также вправе осуществлять в своих портах контроль за судами других государств с целью установления наличия на иностранном судне действующего Свидетельства о безопасности.
В правиле 19 главы 1 Приложения к COJIAC-74 указывается, что свидетельство признается, если нет очевидных оснований полагать, что между состоянием судна или его оборудования и снабжения и данными свидетельства имеется существенное несоответствие. При наличии какого-либо несоответствия должностное лицо, осуществляющее контроль, принимает меры, препятствующие отходу судна до тех пор, пока его выход в море не будет безопасен для пассажиров и экипажа.