Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone) представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим, предусмотренный положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.Главная особенность этого режима состоит в том, что в указанной зоне права и юрисдикция прибрежного государства, а также и права и свободы других государств установлены строго и определенно соответствующими положениями Конвенции 1982 г. Поэтому было бы ошибочно считать, что режим исключительной экономической зоны может устанавливаться прибрежным государством по своему усмотрению.
Характерные особенности правового режима исключительной экономической зоны следующие.
Во-первых, исключительная экономическая зона находится за пределами территории какого-либо государства, на нее не распространяется суверенитет последнего. Права прибрежного государства носят здесь исключительно ограниченный характер.
Во-вторых, исключительная экономическая зона возникла как результат компромисса, к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения Третьей Конференции ООН по морскому праву. Это был компромисс между государствами, претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12 морских миль (до 200 морских миль), и странами, которые, будучи заинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражали против такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежных государств. Притязавшие на расширение территориального моря государства, в особенности развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, стремились, главным образом, к установлению своего контроля в отношении естественных ресурсов прибрежных районов, а также проведения в них научных исследований и защиты морской среды. Страны, преследовавшие цели, связанные с осуществлением мореплавания, включая военное, согласились на расширение прав прибрежных стран в пространственном отношении в деле обеспечения их экономических интересов. Это согласование интересов прибрежных государств и других стран, являющихся традиционными морскими державами, явилось одним из неотъемлемых элементов того «пакета», который и привел, в конечном счете к выработке и окончательному принятию Конвенции.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет:
а) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
б) юрисдикцию, предусмотренную положениями Конвенции, в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды;
в) другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.
Осуществляя указанные права, прибрежное государство обязано должным образом учитывать права других государств в исключительной экономической зоне.
Таким образом, во-первых, прибрежное государство обладает в исключительной экономической зоне не суверенитетом, а суверенными правами, т.е. правами, установленными в строго определенных целях и четко ограниченном объеме. Во-вторых, суверенные права установлены лишь в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. Это означает, в частности, что прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении всех рыбных ресурсов, включая прикрепленные к морскому дну (например, отряд ракообразных), минеральных ресурсов — нефть, газ и др., а также энергии, получаемой в результате использования течений, ветра и воды. В-третьих, указанные права носят исключительный характер: никакое другое государство не вправе без согласия прибрежного государства осуществлять подобную деятельность в исключительной экономической зоне последнего.

Точно такой же исключительный характер носит предусмотренная Конвенцией юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне. С одной стороны, эта юрисдикция установлена в точно установленных объемах и целях, но с другой ни одно государство не вправе осуществлять юрисдикцию в отношении искусственных островов, установок и сооружений, т.е. не вправе устанавливать эти установки без согласия прибрежного государства. Только прибрежное государство вправе осуществлять юрисдикцию в связи с какими-либо нарушениями в сфере защиты морской среды. Только прибрежное государство вправе разрешать морские научные исследования в его исключительной экономической зоне.
Характерно, что объем прав прибрежного государства в исключительной экономической зоне настолько ограничен, что это государство может осуществлять только те права и обязанности, которые предусмотрены в Конвенции 1982 г.
Иными словами, никакое прибрежное государство не может претендовать на осуществление какого-либо права, которое не установлено положениями Конвенции (например, контролировать иностранное судоходство, осуществлять таможенный или медицинский контроль и т.д.).
Несмотря на полное признание суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств в исключительной экономической зоне, другие государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанным с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями Конвенции 1982 г. (ст. 58, п.1).
Что касается других правомерных видов использования моря, то в качестве примера можно сослаться на применение искусственных спутников Земли для осуществления космической связи между торговыми судами и береговыми службами посредством системы международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
В соответствии со ст. 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В этой связи следует отметить, что положения Закона «Об исключительной экономической зоне РФ», принятом 17 декабря 1998 г., полностью соответствуют нормам международного права.
В соответствии со ст.5 Закона Россия в своей экономической зоне, в частности, осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;
3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;
4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов и установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, касающихся безопасности.
Ст. 39 Закона устанавливает ответственность за нарушение закона «Об исключительной экономической зоне РФ».
Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления РФ разумного залога или другого обеспечения.
Граждане и юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ за:

незаконные разведку и промысел живых ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью,
передачу живых или неживых ресурсов иностранным государствам, иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, если это не отражено в лицензии (разрешении), нарушение предусмотренных лицензией (разрешением) и (или) международными договорами РФ условий промысла живых ресурсов или нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов, нарушения, повлекшие ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов, проведение без разрешения либо с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований, загрязнение морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, нарушения, сопровождающиеся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны, создание помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне, а также за нарушение указанного закона или международных договоров РФ.
Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения указанного закона или международных договоров РФ, не освобождаются от возмещения нанесенного вреда.
Следует отметить, что принятие Закона «Об исключительной экономической зоне РФ» было обусловлено кардинальными внутригосударственными изменениями и внешнеполитическими и международно-правовыми факторами, прежде всего вступлением в силу Конвенции 1982 г.
Закон «Об исключительной экономической зоне РФ» ориентирован на комплексное урегулирование многоплановых проблем, относящихся к исключительной экономической зоне. Он разработан на основе следующих главных принципов природные ресурсы исключительной экономической зоны относятся исключительно к ведению РФ, управление и распоряжение природными ресурсами исключительной экономической зоны относится исключительно к компетенции Правительства России и специальных уполномоченных им на то федеральных органов исполнительной власти в каждом из направлений правового регулирования, платность использования природных ресурсов исключительной экономической зоны с особым учетом экономических интересов малочисленных народов, проживающих в районах Севера и Дальнего Востока, и населения субъектов РФ, проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью России.

Принятие указанного закона позволило законодательно закрепить использование природных ресурсов исключительной экономической зоны РФ, регламентировать все стороны деятельности российских и иностранных физических и юридических лиц, компетентных международных организаций и иностранных государств в пределах исключительной экономической зоны РФ.
В настоящее время исключительные экономические зоны установили 96 государств, 25 государств объявили рыболовную зону шириной 200 морских миль и менее.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий