В III веке до н. э. начало быстро развиваться судостроение на Апеннинском полуострове, которое ко II веку до н. э. достигло определенного совершенства (рис. 3.10). Прототипами римских судов стали греческие и карфагенские. На палубе устанавливались примитивные грузовые устройства в виде стрел, количество мачт составляло 1…3; водоизмещение ? 250?300 т, длина ? 27 м, ширина ? 7,5 м, осадка ? 2,0?2,5 м. Прямоугольные паруса крепились на двух реях. В I веке н. э. римляне изобрели (есть мнение, что позаимствовали у арабских мореплавателей) и начали применять треугольный “латинский парус”, позволявший ходить под острым углом к ветру. Впервые в носовой части судна прорезали клюзы.Военные корабли Рима, как и Греции, назывались по числу рядов весел: бирема (2), трирема (3), квадрирема (4), квинкверема (5) и т. д. (рема ? весло) ? рис. 3.11?3.13. Предполагаемое расположение гребцов на квинквереме показано на рис. 3.14. Представление об оснастке и других важних элементах римского корабля дает рис. 3.15. Основную часть флота составляли квинкверемы. Боевые квинкверемы (пентекотеры) с пятью рядами весел были введены в римском флоте перед 1-й Пунической войной (264?241 гг. до н. э.) с Карфагеном. В начале завоевания Сицилии римский консул Аппий Клавдий решил переправиться через Мессинский пролив на плотах, связанных из бревен. Интересной особенностью этих плотов было первое в истории применение примитивного гребного колеса, которое приводилось во вращение тремя быками, ходившими по кругупосредине плота. Рис. 3.14. Предполагаемое расположение гребцов на квинквереме. Гребцы сидят на скамьях, покоящихся на брусьях, установленных под углом как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Все уключины не могут находиться на одном и том же уровне аутриггера вследствие различной высоты местоположения гребцов Однако эта затея с плотами все же показала, что без хороших морских судов сражаться с Карфагеном ? пустое дело. Разобрав одну из выброшенных на берег карфагенских пентер, римляне начали в срочном порядке строить подобные корабли. Преимуществом карфагенских многоярусных кораблей была возможность защиты борта лесом весел, что делало его недоступным удару тарана легких римских бирем. К войне Рим построил 120 таких кораблей-квинкверем с пятью рядами весел. В одном ряду их было до 25. Длина квинкверемы около 45 м, общее количество весел ? до 250. Гребцы третьего, четвертого и пятого рядов располагались в кринолине. Согласованная гребля большого количества весел достигалась за счет соединения весел одного ряда канатом и применения упоров. Кормовая оконечность имела навесную галерею, под которой подвешивалась шлюпка. Развитие римского флота стимулировалось Пуническими войнами, которые еще долго вел
В 211 году до н. э. римляне предприняли осаду Сиракуз, которая известна в истории древности техническими нововведениями. Для входа на высокие стены Сиракуз со стороны моря римляне применяли специальное морское инженерное сооружение ? самбук, своеобразный прообраз современного катамарана. Две квинкверемы были соединены между собой бортами. В носовой части на соединительном помосте устанавливалась высокая лестница с платформой наверху, которая с помощью системы блоков и канатов, идущих от мачт, опускалась на крепостную стену. Таким образом, воины поднимались на стену со стороны моря. На аналогичных сооружениях устанавливались деревянные башни со стрелками-лучниками и даже метательными машинами. Осажденные греки применили для уничтожения римских судов специальные машины, предложенные Архимедом, который, как считается, руководил инженерной защитой Сиракуз. Это были крупные катапульты, подъемники. Катапульты метали тяжелые камни и сосуды с зажигательной смесью на значительное расстояние, подъемники ?куски скал, которые сбрасывались с крепостных стен на корабли. Кроме того, были особые механизмы с массивными шарнирными рычагами, концы которых спускали вниз с крепостной стены цепи с крюками. На другом конце цепи были огромные свинцовые противовесы. Крюк захватывал за борт, и сооружение приподнимало судно вверх. После сбрасывания противовеса судно встряхивалось и ломалось, заливалось водой и тонуло. После падения Сиракуз римляне убили многих жителей города. Тогда же погиб и Архимед.
Представление об уровне кораблестроения римлян времен Пунических войн дает так называемый “пунический корабль”, найденный в 1971 году во время археологического обследования западного побережья Сицилии. После двух тысячелетий, проведенных в воде, сохранившиеся части военного корабля (корма, борт, фрагменты носовой части с форштевнем и остатками крепления тарана) подняты, отреставрированы и выставлены в музее. Для борьбы с пиратами римляне строили легкие быстроходные суда ? либурны (III?I вв. до н. э.) ? рис. 3.16. Водоизмещение их 80 т, длина 30 м, ширина 5 м, до 30 пар весел, вместимость 120 человек. Они были скопированы с греческой диеры. Основное нововведение (вероятно, также заимствовано у греков) ? шарнирный абордажный мостик корвус с тяжелым остроконечным грузом для сцепления с судами неприятеля. В дальнейшем либурна послужила прототипом галеры. Торговые суда, как и военные, римляне строили из пинии ? итальянской сосны. Обшивка крепилась на деревянных шипах, подводная часть обкладывалась шерстью, тировалась (просмаливалась), покрывалась свинцовыми листами на медных гвоздях. Суда иногда имели несколько килей. Сохранились многочисленные изображения римского грузового парусного судна с полными обводами ? корбиты (рис. 3.17). Она могла
взять на борт 200?300 т груза и использовалась для снабжения Рима зерном. Это судно имело, как правило, две мачты. Парусное вооружение ? прямоугольный грот с треугольным марселем над ним и небольшая наклонная фок-мачта типа бушприта с прямоугольным блиндом. Римляне строили и более крупные суда для перевозки зерна ? водоизмещением до 1200 т. Эти суда имели три мачты. От времен императора Траяна (53?117 гг. н. э.) дошло описание двухмачтовых парусных пассажирских судов ? понто. Их длина достигала 60 м, борта были усилены утолщенными поясами наружной обшивки ? бархоутом.