1. Проверка требований к конструкции корпуса и положений о грузовой марке
Основной целью этой проверки для инспектора является убеждение в том, что, во-первых, корпус судна и его элементы (палубы, обшивка, переборки, набор и др.) сохраняют свою целостность и прочность, достаточную для успешного противостояния силам, с которыми судно встречается в море, и, во-вторых, что обеспечивается герметичность корпуса и закрытий всевозможных прорезей (люков, входов, вентиляторов, трубопроводов, шпигатов и т.п.), т.е. обеспечивается плавучесть судна. Инспектор должен убедиться, что состояние этих мореходных качеств обеспечит безопасность в море для судна, людей и среды.
Здесь уместно отметить два момента.
Инспекторам предписывается при оценке мореходных качеств судна не связывать их с его возрастом. По-видимому, такое предписание основано на случаях, когда суда, перевалившие за 20-25 лет своей эксплуатации, благодаря усилиям экипажей и владельцев поддерживаются в очень приличном состоянии. Однако такие случаи являются скорее исключением из общей практики. Поэтому, выполняя проверку и представляя характер возрастного износа судна, инспектор всегда будет руководствоваться здравым смыслом и проявлять в отношении старых судов большую дотошность, невзирая на указанное предписание, практика контроля проверки судов в портах подтверждает это.
Особое внимание инспекторам предлагается уделять танкерам и навалочным судам. Это вполне объяснимо, поскольку элементы корпуса таких судов подвергаются быстрому эксплуатационному износу в результате физико-химического воздействия груза и поэтому их прочность утрачивается быстрее, чем на обычных судах. Повышенное внимание необходимо еще и потому, что поверхность затрудняет обнаружение дефектов. Поэтому на танкерах и навалочниках следует иметь в надлежащей готовности для проверки подшивку актов освидетельствований и замеров толщин.
Предусматривая возможность инспекции корпуса, командование судна в определенной степени может подготовиться к ней заблаговременно и еще в рейсе произвести некоторые работы – отбить ржавчину, засуричить и закрасить наиболее пораженные коррозией места, наварить накладки и наделки в слабых местах, произвести проверку закрытий и добиться их герметичности и т.п. В особенности это относится к судам с солидным возрастом. Здесь трудно перечислить все, что можно сделать силами экипажа, даже немногочисленного, но делать это нужно и опытное командование найдет для этого возможность. Уместно напомнить, что к судам, которые в отношении прочности и плавучести не соответствуют конвенционным требованиям, в последнее время проявляется отчетливая тенденция ужесточения санкций – вплоть до запрета входа в порт.
Совершенно естественно, что оценка состояния конструкции корпуса не может быть полностью объективной. Во многих случаях это обстоятельство предоставляет командованию судна шанс для оспаривания мнения инспектора, выставляя аргументированные доводы и добиваясь приемлемого для обеих сторон решения. Разумеется, дискуссия с инспектором должна проходить на тактичной профессиональной основе.
2.8.2. Проверка в машинных помещениях
Содержание этой проверки расписано в п. 3.3.3 достаточно подробно, но основной ее целью для инспектора является установить способность механической части обеспечивать выполнение важнейших функций, от которых во многом зависит безопасность плавания или работы судна в море. К числу таких функций прежде всего относятся обеспечение непрерывной мощности для пропульсивного движения и обеспечение энергоснабжения для надлежащей работы главных судовых систем, оборудования и средств (например, рулевых приводов, отливной и пожарной систем, освещения, навигационных и сигнальных средств и т.п.).
В условиях стоянки судна в порту и с учетом непродолжительности самой инспекции проверить работу механизмов в длительном режиме просто невозможно Поэтому о качестве работы механической части инспекторы судят по разным признакам. Большое значение при этом имеет:
1) общее впечатление о состоянии машинных отделений и расположенных в них механизмов и оборудования. Для опытного глаза всегда можно найти достаточно признаков, характеризующих как общее состояние механизмов, так и качество работы машинной команды и добросовестности отношения к делу ее членов;
2) состояние машинного (электромеханического) журнала, качество его ведения и т.п. Зарегистрированные данные о задействовании механизмов, о продолжительности их работы, о величинах рабочих параметров и других показателей, зафиксированные сбои в работе и поломки, а также и другие факты, могут существенно помочь в оценке состояния механической части. Инспектор может проявить и более глубокую заинтересованность, вплоть до ознакомления с техническими паспортами и формулярами.
В машинных помещениях проверяется практически все, но главное, на что обращается внимание инспекторов – это чистота помещений и общее состояние механизмов, поскольку эти детали в немалой степени свидетельствуют о квалификации и качестве работы обслуживающего персонала.
2.8.3. Проверка спасательных средств
Спасательные средства имеют самое прямое отношение к обеспечению безопасности людей, находящихся на борту судна, и поэтому эти средства почти всегда являются объектом проверок со стороны портового контроля. Это подтверждается и статистикой – около 25% всех выявляемых на судах несоответствий относится к спасательным средствам.
Конечно же и инспекторы и плавсостав прекрасно знают (из общей морской практики и исходя из личного опыта работы на море), что эффективность спасательных средств напрямую зависит от их хорошего содержания экипажем и от грамотного и умелого их использования, что достигается в результате регулярных тренировок. Таким образом, с большой степенью убежденности можно утверждать, что в случае инспекции на судне она распространится и на спасательные средства и главным, что попытается установить инспектор, будет:
– наличие и комплектность полагающихся средств;
– их состояние и готовность к использованию;
– подготовленность экипажа к работе с ними.
Первое, на что может обратить внимание инспектор еще при проверке судовых документов, это промежуток времени от последнего официального освидетельствования спасательных средств в рамках Свидетельства о безопасности судна по оборудованию и снабжению; большой промежуток может побудить инспектора произвести проверку. В качестве такой меры можно рекомендовать проведение дополнительной ревизии спасательных средств с целью наведения должного порядка. При этом к процессу ревизии очень желательно привлекать как можно больше членов экипажа, поскольку это, безусловно, будет способствовать (в дополнение к обязательным учениям) закреплению их знаний и навыков обращения со спасательными средствами.
2.8.4. Проверка противопожарной безопасности
Средства противопожарной безопасности, как и судовые средства, играют не менее важную роль, поскольку они предназначаются для обеспечения безопасности сразу всех компонентов перевозочного процесса – людей и среды, судна и груза. Поэтому совершенно обоснованно проверки состояния противопожарной защиты судов занимают видное место в деятельности портового контроля.
Системы противопожарной защиты современных судов весьма сложны и объединяют как конструкционные меры, так и наличие и использование средств и оборудования для борьбы с пожаром. При этом, наряду с требованиями общего порядка и относящимся к судам всех типов, в принципах построения систем противопожарной защиты существуют значительные различия, характерные для судов специального назначения (пассажирских, нефтетанкеров и т.д.) Наибольшее внимание при проверках уделяется состоянию и срабатыванию средств быстрого перекрытия каналов распространения огня и дыма и систем дистанционного перекрытия этих каналов, наличию и состоянию средств противопожарного оборудования и инвентаря, стационарным установкам пожаротушения, пожарным насосам и индивидуальным средствам защиты.
Так же как и в отношении спасательных средств, весь комплекс противопожарной защиты судна в течение одной инспекции проверить очень трудно, поэтому в большинстве случаев такие проверки будут носить выборочный характер. Инициатива выбора остается за инспектором.
2.8.5. Проверка навигационной техники и пособий для плавания
Навигационная техника и пособия для плавания являются достаточно частыми объектами проверок при инспекциях судов в порту; это мотивируется важным значением, которое имеют эти объекты для обеспечения безопасности плавания. Удельный вес проверок навигационных средств и пособий составляет примерно 11-12% в общем объеме инспекций.
Наиболее слабым местом являются недостатки в навигационных пособиях и картах (их отсутствие, некомплектность, невыполнение корректуры).
Устойчивым недостатком является и пренебрежительное отношение к магнитным компасам.
При проверке необходимо также уделять особое внимание состоянию и правилам размещения аварийных всплывающих радиобуев – указателей местонахождения судна.