Оценить

До 1136 года Новгородское княжество входило в состав Киевской Руси, потом образовалась Новгородская феодальная республика, куда входили также города Ладога (Старая Ладога), Орешек (Петрокрепость), Торжок, Старая Русса и др. Владения Великого Новгорода
непрерывно расширялись и в период его наибольшего могущества (XIV в.) простирались на север ? до Белого моря, на восток ? до Уральской возвышенности. Новгород занимал выгодное положение в Древней Руси: вблизи главных речных бассейнов Русской равнины ? Волги, Днепра, Западной Двины (переход из одной реки в другую ? по притокам и волоком), на Северном участке пути “из варяг в греки”. Еще в X веке Новгород выдвинулся в число крупных торговых центров Европы. Два раза в год ? зимой на санях, а летом на судах ? из прибалтийских городов прибывали иностранные купцы с дорогими тканями, одеждой, золотыми и серебряными изделиями, пергаментом, сельдями, копченым мясом, заморскими винами. В Новгороде купцы покупали лен, пеньку, щетину, кожи, мед, воск и товары, пришедшие с Востока, ? шелк, ковры, краски, пряности. Особый интерес представляли меха.
Меха ? дань Новгороду с подвластных земель. Для сбора дани требовались легкие суда, приспособленные к перемещению волоком. Таким судном стал шитик ? плоскодонное наборное судно, в котором доски корпуса “пришивали” к набору и друг к другу (крепили) с помощью распаренной вицы, иногда жгутами из мочалы (рис. 5.5). Размерения: длина 11?15 м, ширина 3?4 м, водоизмещение 15?24 т. Над средней частью судна устраивали крышу для защиты груза, в корме ? кубрик для команды; мачта с прямым парусом, весла. В XIII веке этот тип судна распространился среди северных поморов, а в XVII?XIX веках в Сибири и на Камчатке. Здесь обшивку крепили кожаными ремнями. Специальные промысловые суда называллись ушкуй (XIII?XV вв.), от поморского слова ошкуй ? белый медведь. Это судно ? палубное, плоско-
донное, со съемной мачтой ? вмещало до 30?40 человек. В отдельные годы Новгород отправлял на промысел до 250 ушкуев. На ушкуях промышляла и новгородская “вольница”, так называемые “ушкуйники”. Иностранцы, торгуя с Новгородом, старались не допускать его

на внешние рынки, но новгородцы стали заводить собственный флот для перевозки товаров в шведские и немецкие города. Для этого использовались суда балтийского типа: шнеки (шведские), финские лайбы, латышские лайвы. Шнек ? парусно-гребное судно, похожее на дракар, но имеющее меньшие размеры; на нем обычно ставили 1?2 мачты с прямым парусом, 15…20 пар весел. Шнек вмещал до 100 человек. Лайба ? парусно-гребное судно длиною 15?20 м, иногда 35 м, грузоподъемностью до 100 т. Оборудовалось 1…3 мачтами, имевшими гафельное парусное вооружение, на бушприт ставился кливер. Весел было до 16 пар. Доски обшивки крепились к набору деревянными нагелями, к штевням ? гвоздями. В Новгороде и Старой Ладоге при раскопках находили детали корпуса (X?XI вв.), например шпангоут высотой 2,5 м, доски наружной обшивки шириной 530 мм (крепились к шпангоутам железными гвоздями). Все указывало на то, что это ? морские суда. Начиная с XI века на Севере появились постоянные русские поселения. Достигнув берегов Белого моря, новгородцы обогнули Кольский полуостров и основали в 1264 году в устье р. Колы, город Колу, создавали зверобойные и рыболовные промыслы. Карбас ? промысловое судно длиною 10 м, шириной 2?3 м, грузоподъемностью до 4 т (рис. 5.6). На карбасе обычно было шесть пар весел, две мачты с парусами. К днищу по обе стороны киля крепились два полоза для перетаскивания судна по льду. Раньшина ? судно для ранних весенних промыслов водоизмещением 25?70 т (рис. 5.7). Подводная часть корпуса имела яйцевидную форму, что препятствовало разрушению при вмораживании в лед. Корпус в этом случае выдавливался вверх. На борту раньшин и других больших судов для сообщения с берегом имелись осиновки (небольшие челны, выдолбленные из ствола осины, с набоинами по бортам). Осиновки (рис. 5.8) имели от двух до четырех пар гребных весел и одно рулевое. При необходимости устанавливалась мачта с небольшим шпринтовым или рейковым парусом. Осиновка с тремя парами весел называлась тройником. Челн имел длину 5?7 м, высоту борта 0,5?0,8 м, осадку 0,3 м, грузоподъемность около 350 кг. Технология постройки осиновок восходит к приемам строительства древнерусских лодий: продольное расщепление ствола осины на корню, распирание его в течение 3?5 лет клиньями. В срубленном стволе осины намеченную таким образом выемку расширяли путем выдалбливания или выжигания. Затем заготовку вымачивали, распаривали и распирали с помощью клиньев и распорок. Внутрь корпуса вставляли 4?5 шпангоутов. Борта осиновки наращивали досками, а корпус изнутри и снаружи смолили. Большие лодьи, прототипом которых послужила лодья Киевской Руси, имели длину около 20 м, ширину около 8 м, грузоподъемность до 200 т (рис. 5.9). Поморская лодья имела две поперечные переборки, три отделения с отдельным входным люком. В корме устраивали жилье капитана, кормщика. Парусность ? до 460 м2, 2?3 мачты. При попутных ветрах они проходили в сутки до 300 км. Лодья снабжалась двумя якорями массой по 500 кг, якорные канаты длиной по 140 мделались из кожи (позже из пеньки). Поморы на лодьях ходили на Шпицберген (Грумант) на расстояние в 2000 км, вокруг Скандинавского полуострова до устья Невы. С XI века северные славяне (поморы) стали ис-
пользовать парусно-гребное промысловое судно коч (кочмара, коча, кочмора, кочь), представляющее собой плоскодонное с приподнятыми оконечностями однопалубное судно первоначально длиной 10?15 м, шириной 3?4 м и осадкой 1,0?1,5 м (рис. 5.10). Коч оснащался мачтой, навесным рулем и веслами. Прямой парус из шкур позволял развивать скорость до 6?7 узлов. В дальнейшем этот тип судов сыграл положительную роль в исследовании русскими поморами берегов Сибири. Оценивая развитие судостроения восточных славян в этот период, следует отметить, что их технические решения отличались оригинальностью и творческим использованием опыта других народов, в частности скандинавских. Можно выделить два этапа развития судостроения восточных славян: до татаро-монгольского нашествия ? период Киевской Руси и после нашествия, когда развитие судостроения в основном сосредоточилось у Новгорода и на Севере у русских поморов.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий