Загрузка...

В 1937 году академик АН СССР Р.А. Орбели в устье Южного Буга нашел челн длиной 6,15 м, шириной 0,8 м и высотой 0,81 м (рис. 1.6). В носовой и кормовой оконечностях были сделаны переборки толщиной 0,1 м. Изготовлен челн из дуба возраста 360 лет (3 тыс. лет назад). В 1878?1882 годах на берегу Ладожского озера А.А. Иностранцевым была обнаружена древняя стоянка людей и найден выдолбленный из дерева челн длиной 3,5 м и шириной 0,86 м. Он был изготовлен
в III тысячелетии до н. э., или примерно 4500 лет назад. Однако ряд археологических находок указывает на более древнюю историю отечественного судостроения. В начале XX века была раскопана в Киеве Кирилловская стоянка человека времени палеолита (не позднее XVIII тысячелетия до н. э.), где был найден мамонтовый бивень с изображением первобытного судна ? беспалубной лодки. Специалисты считают, что конструкция этой лодки представляла собой деревянную раму, обтянутую шкурами. Чтобы судостроение дошло до такого совершенства, потребовалось большое время. Эта находка дает основание полагать, что в бассейнах наших судоходных южных рек челночное судостроение возникло более 20 тысяч лет назад. Что же касается челнов, то их на территории СНГ найдено в прошлом столетии немало. В 1954 году у Воронежа у реки Дон при археологических раскопках на глубине 6 м был найден долбленный челн длиной 7 м. В 1968 году в 30 м от берега озера Свитязь Волынской области нашли еще один челн. Длина его составляла 6 м, ширина ? 0,8 м, высота ? 0,5 м, толщина бортов ? 0,02?0,03 м, а толщина днища ? 0,13 м.
К настоящему времени на территории Европы найдено свыше 60 долбленных челнов (сохранились в основном из дуба). В местах находок обнаружили каменные топоры, молотки, деревянные весла. Так,
в Горбуновском торфянике (Свердловской обл.) найдены два весла 1,14 и 1,53 м, изготовленных 4?5 тыс. лет тому назад. Как же изготавливали челны-моноксилы? Технология достаточно проста ? выжигали, выдалбливали. Кроме выдолбленных челнов, многие племена, в том числе и древние славяне, строили лодки, каркас которых изготавливался из прутьев, обшивался корой, позже кожей. Некоторые исследователи считают, что именно от слова “кора” произошло и слово “корабль”. Другие полагают, что “корабль” происходит от греческого слова “краб” (существо, также заключенное в скорлупу).
Основное преимущество таких челнов ? легкость, что позволяло переносить их вручную через пороги, между разными речками и ручьями. Считается, что между письменными источниками, где упоминают-
ся эти “корабли”, и временем появления этих легких плавучих средств ? тысячи лет. Высоким уровнем судоходства и судостроения характеризуется период античности, когда на территории нынешней Украины процветали древнегреческие города-государства Ольвия, Пантикапей (Керчь), Херсонес (Севастополь), Феодосия, Керкинитида (Евпатория) и другие, имевшие активные морские связи с Грецией и другими странами древности. Корабли этих городов-государств в те времена, вероятно, в большинстве своем строились в самой Греции, так как леса в наших краях немногочисленны.
Позднее, в средние века, в Крыму вели активную торговлю генуэзские города-колонии Кафа, Херсонес, Судак, Евпатория и др. Их суда ходили вдоль берегов Черного моря, в том числе и побережья нынешней Украины.

Источник: “История Судостроения” (Б.А.Бугаенко, А.Ф.Галь, 2005, 1.3, стр.15)

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий