Rate this post

В X?XII веках наступил расцвет своеобразного судостроительного искусства на островах Тихого океана. Инструменты полинезийцев самые простые ? каменные орудия, раковины, акульи зубы. Первые свои суда они начали строить еще
2000 лет назад ? примитивные лодки-долбленки. Недостаток земель и рост населения стимулировали тихоокеанские народы к поиску новых мест обитания. Из примитивных средств родились совершенные легкие океанские суда. Две лодки соединялись поперечными брусьями ? так появился новый конструктивный тип судов ? катамараны (рис. 4.11). На них устанавливали палубу и мачты. Это чисто полинезийский тип судна. В других случаях параллельно основному корпусу на расстоянии нескольких метров крепился противовес (аутригер) ? древесный ствол. Он всегда находился с наветренной стороны. Это техническое решение характерно для судов типа проа (рис. 4.12).
Одинаковая форма носа и кормы позволяла судну менять галсы без поворота. В качестве руля ? длинное весло. Движители ? парус и короткие весла-гребки. Надводный борт наращивали, длина достигала до 25 м, устанавливали до трех мачт. Вместимость этих судов доходила до 60 человек. Слово катамаран означает связанные бревна, что отражает основной применяемый технологический прием постройки.

Есть предположение, что еще 2000 лет назад полинезийцы совершали длительные морские переходы.Однако достоверные данные относятся к X?XIII векам, когда они плавали не только к ближайшим, но и дальним островам. В XIII?XIV веках они совершали путешествия к берегам Южной
Америки, в Перу. С осуществимостью таких дальних плаваний связана теория Тура Хейердала о переселении южноамериканских народов на плотах на острова Тихого океана. Такая возможность подтвердилась, когда он в 1947 году на плоте из бальзовых бревен “Кон-Тики” из Южной Амери-
ки доплыл до островов Пасхи. “Кон-Тики” (рис 4.13) был сооружен из девяти бревен бальзового
дерева, срубленных в Эквадоре. Древесина этих деревьев самая легкая (плотность 0,2?0,3 г/см3). Ее замкнутые поры обеспечивают крайне медленное впитывание воды. Связаны бревна были высокоэлас-
тичным растительным манильским канатом. Экипаж плота состоял из шести человек. Продолжительность плавания ? 101 день; протяженность пути ? 8000 км. “Кон-Тики” отплыл из Калао в Перу 28 апреля 1947 года и спустя три месяца причалил у атолла Раройа архипелага Туамоту в Полинезии. Другое направление в теории заселения островов Тихого океана ?переселение из Юго-Восточной Азии (исследователь Те Ранги Хироа). Полинезийские мореплаватели оставались единственными и полноправными властителями своей части Тихого океана вплоть до начала XVII века, когда Лемер и Схоутен (1616 г.), затем Тасман (1643 г.) первыми из европейцев достигли Полинезии и путем колонизации свели на нет самобытную культуру коренных народов.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий