Папирусные суда были малопригодны для плавания по морям: они намокали, теряли плавучесть и остойчивость. По мере развития торговли эти суда и по своим размерам не могли удовлетворить растущую потребность перевозок. Однако способ сооружения папирусных лодок отразился впоследствии на характерной особенности формы египетских судов — кривая линия киля с высоко поднятыми оконечностями. Эта форма также обусловливалась обилием отмелей Нила. Деревянные суда начинают строить в Египте в эпоху Древнего царства (I-VIII династий, 3200-2240 гг. до н.э.). По внешней форме они имели профиль апельсиновой корки с поднятыми концами, плоское днище, большую ширину и малую осадку. Не менее 40% высоты корпуса судна должно было находиться в воде, для того чтобы оно имело достаточную остойчивость при плавании по реке. Полагают, что при выходе в море на судно для увеличения осадки принимали балласт из камней. Первые деревянные суда пришлось строить, используя тот лес, что был в наличии: акацию и смоковницу. По словам историка Геродота, египтяне вырезали из стволов этих деревьев толстые бруски длиною в 2 локтя (около 1 м), тщательно подгоняли друг к другу и соединяли специальными шипами (деревянными колышками), так называемыми коксами. Бруски сколачивались между собою ударами тяжелых болванок и образовывали толстый корпус судна без киля и внутреннего набора. Корпус в поперечном сечении имел форму, близкую к полукругу, и снаружи проконопачивался папирусом. Суда были беспалубные и без шпангоутов. Внутри имели банки для гребцов. Конструкция таких судов была слишком хрупкой. Это потребовало увеличить их продольную и поперечную прочность. Для этой цели все судно в верхней части обвязывалось вдоль борта толстым тросом, сплетенным из папируса. Кроме того, от носа до кормы в диаметральной плоскости натягивали толстый трос, поддерживаемый подставками.
По течению судно передвигалось в основном на веслах с копьевидными лопастями. Для управления служили рулевые весла, расположенные в корме. Единственный высокий и узкий прямоугольный парус был только вспомогательным движителем. Против течения или по искусственным каналам судно обычно тянули люди или животные, идущие по берегу.
Такое судно уже могло совершать длительные морские плавания в соседние средиземноморские страны (например, Ливан и Сирию), что способствовало развитию между ними оживленной торговли. В Египет стали привозить ливанский кедр. Появилась возможность строить суда с прочным поперечным набором, опирающимся на мощный брус (киль), что позволило отказаться от продольной стяжки канатом.
Суда эти имели длину 14-20 м, ширину 3,5-5 м, экипаж 20-30 человек.