Rate this post

В середине III в. до н.э. стало быстро развивать­ся судостроение на Апеннинском полуострове. Прототипом римских судов послужили суда Гре­ции и Карфагена. Основной причиной быстрого развития римского флота явились Пунические войны между Карфагеном и Древним Римом (264-146 гг. до н.э.). В последнем столетии его рост стимулировался имперской политикой Римского государства. Военные корабли Рима, как и Греции, получили название в зависимости от числа рядов весел: бирема, трирема, квадри-рема, квинквирема и т.д. Основную часть флота составляли квинквире-мы. Для борьбы с пиратами, а также для пат­рульной службы и связи использовали биремы, а с 1 в. н.э. — либурны, легкие быстроходные гребные суда с одним рядом весел и одной мачтой.

Бирема — гребное военное судно Рима VIII-I вв. до н.э. После модернизации, связанной с облег­чением конструкции и снятием с палубы тяже­лых башен для лучников, биремы как посыльные суда и суда для борьбы с пиратами использова­лись еще в I в. н.э. Характерной особенностью является узкий кринолин — парадос — конструкция за линией наружной обшивки корпуса корабля, служив­шая для предохранения борта от повреждения во время абордажного боя. В верхней части корпуса вдоль бортов выступали брусья, на ко­торых находились уключины весел верхнего ря­да. Весла нижнего ряда проходили сквозь от­верстия в бортах. Посередине биремы вдоль диаметральной плоскости расположена немно­го приподнятая платформа для воинов — ката-строма. Основное вооружение биремы — под­водный таран в носовой части. Кроме того, на борту, как правило, находились пращники и лучники. В качестве вспомогательного движи­теля бирема имела прямоугольный парус на подъемной мачте. Водоизмещение судна 60-100 т, длина 25-38 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 1-1,5 м, экипаж 50-100 человек, не счи­тая 60-100 воинов. Торговые суда римлян строились из пинии, об­шивка крепилась на деревянных шипах, подвод­ная часть корпуса покрывалась шерстью, тировалась (смолилась), а затем обкладывалась свинцовыми листами на медных гвоздях. На па­лубах устанавливали примитивные грузовые стрелы. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса мачта несла пря­мой парус, который был усилен двумя треуголь­ными парусами, похожими на более поздние ли­селя. В носу — короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом — артемоном. Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростелем в виде головы лебедя.  На выступающих кормовых балконах — криноли­нах — крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось над­палубное помещение — прообраз мостика. Там же располагались хозяин и пассажиры. Изображенный зерновоз относится к 50-м годам н.э. Длина его 27 м, ширина 7,5, осадка 2-2,5 м. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250-300 т.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий