Переложенный на борт руль резко увеличивает лобовое сопротивление воды, что приводит к значительному снижению скорости судна, несмотря на то, что двигатель продолжает работать вперед в прежнем режиме. Особенно резкое снижение скорости наблюдается сразу же после перекладки руля, а по мере входа судна в циркуляцию снижение скорости замедляется и постепенно скорость приходит к новому установившемуся значению.
Экстренное торможение с помощью перекладок руля можно осуществить следующим образом. Руль перекладывается на борт и после поворота судна примерно на 200 перекладка руля делается на противоположный борт. Затем, когда поворот судна в направлении первоначальной перекладки руля будет остановлен, следует по машинному телеграфу уменьшить ход на одну ступень, т.е. с ПХП на СХП, чтобы предупредить отрицательный эффект увеличения упора винта из-за снижающейся скорости судна.
В дальнейшем описанный цикл операции повторяется, т. е. после поворота на первоначальный курс руль снова перекладывается на противоположный борт, а после сдерживания поворота режим работы двигателя снова снижается на одну ступень и т.д. В последнем цикле, когда телеграф будет находиться в положении «Самый малый вперед», при возвращении судна на первоначальный курс следует одновременно с перекладкой руля на противоположный борт поставить телеграф в положение «Полный назад» с тем, чтобы полностью остановить движение относительно воды. Судно обычно останавливается на небольшом расстоянии (порядка 0,5L) от линии первоначального курса с той стороны, куда был переложен руль в начале маневра.
Описанный маневр экстренного торможения по сравнению с традиционным маневром ПХП—ПХЗ, обладает весьма существенным преимуществом, так как, помимо уменьшения полного тормозного пути, позволяет сохранить контроль за судном в течение почти всего маневра, избежать реверсирования с полного переднего, во время которого наблюдаются значительные перегрузки двигателя и нередко случаются отказы.