Переложенный на борт руль резко увеличивает лобовое сопро­тивление воды, что приводит к значительному снижению скорости судна, несмотря на то, что двигатель продолжает работать вперед в прежнем режиме. Особенно резкое снижение скорости наблюдается сразу же после перекладки руля, а по мере входа судна в циркуля­цию снижение скорости замедляется и постепенно скорость прихо­дит к новому установившемуся значению.

Экстренное торможение с помощью перекладок руля можно осуществить следующим образом. Руль перекладывается на борт и после поворота судна примерно на 200 перекладка руля делается на противоположный борт. Затем, когда поворот судна в направлении первоначальной перекладки руля будет остановлен, следует по ма­шинному телеграфу уменьшить ход на одну ступень, т.е. с ПХП на СХП, чтобы предупредить отрицательный эффект увеличения упо­ра винта из-за снижающейся скорости судна.

В дальнейшем описанный цикл операции повторяется, т. е. по­сле поворота на первоначальный курс руль снова перекладывается на противоположный борт, а после сдерживания поворота режим работы двигателя снова снижается на одну ступень и т.д. В послед­нем цикле, когда телеграф будет находиться в положении «Самый малый вперед», при возвращении судна на первоначальный курс следует одновременно с перекладкой руля на противоположный борт поставить телеграф в положение «Полный назад» с тем, чтобы полностью остановить движение относительно воды. Судно обычно останавливается на небольшом расстоянии (порядка 0,5L) от линии первоначального курса с той стороны, куда был переложен руль в начале маневра.

Описанный маневр экстренного торможения по сравнению с традиционным маневром ПХП—ПХЗ, обладает весьма существен­ным преимуществом, так как, помимо уменьшения полного тормозного пути, позволяет сохранить контроль за судном в течение почти всего маневра, избежать реверсирования с полного переднего, во время которого наблюдаются значительные перегрузки двигателя и нередко случаются отказы.

Эй! Моряк, почитай и это: