Загрузка...

При выборе якорной стоянки принимаются во внимание глуби­ны, защищенность от ветра и волнения, размеры места якорной стоянки, наличие и характеристики приливо-отливных явлений, рельеф дна и характер грунта, близость навигационных опасностей, наличие ориентиров, состояние и прогноз погоды, а также характеристики самого судна и предполагаемая длительность стоянки на якоре.

Постановка судна на якорь может осуществляться на внутрен­нем рейде, на внешнем рейде и в открытом море.

На внутреннем рейде постановка судна на якорь осуществляет­ся в строго определенном месте по указанию лоцмана или в соответствии с правилами порта и, следовательно, судоводителю не представляется возможность большого выбора места якорной стоянки.

Места якорных стоянок на внешних рейдах крупных морских портов обычно указываются в лоциях и на картах. В этом случае обязанность судоводителя сводится к выбору места отдачи якоря на указанной стоянке, которое должно быть сделано с учетом свобод­ной акватории рейда и возможных изменений положения судна в случае смены направления и силы ветра или течения.

Значительно более широкие требования к выбору якорной сто­янки должны предъявляться в тех случаях, когда постановка на якорь производится для длительного отстоя на больших по площади рейдах или в отельных бухтах.

Такая стоянка должна располагаться в местах, по возможности закрытых от господствующих ветров и течений, быть безопасной в навигационном отношении.

Безопасность стоянки во многом определяется характером грунта, от которого зависит держащая сила якоря. Хорошо держит якорь такой грунт, как гравий, песок, ракушка с примесью ила или глины. Грунт скалистый или состоящий из камня и валунов не  пригоден для якорной стоянки, так как якорь в нем ползет (не держит) или может зацепиться за расщелину и его трудно будет или невозможно выбрать. В мягкий илистый грунт якорь глубоко погружается, но ползет. В вязкой глине якорь держит хорошо, но глина настолько сильно облепляет его и якорную цепь, что становится трудно или невозможно выбрать якорь.

В условиях хорошего грунта при ветре не свыше 5 баллов для определения длины вытравленной якорной цепи можно руководст­воваться следующими нормами: до 20 м — 4 глубины, от 21 до 50 м — 3 глубины, от 51 и свыше — 2,5 глубины. Размер акватории, не­обходимо для якорной стоянки, приближенно можно оценить радиусом, рассчитываемым по формуле:

Место предполагаемой якорной стоянки должно быть внимательно изучено по лоции и правилам порта. Используя карты самого крупного масштаба необходимо наметить наиболее удобные в нави­гационном отношении пути подхода к нему, рельефно выделить на карте существующие опасности, снять с карты ограждающие опас­ности пеленга и дистанции, выбрать наиболее удобные ориентиры, которые служили бы для контроля за курсом судна при подходе к месту якорной стоянки.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий