Под действием поперечной силы судно начинает двигаться боком относительно воды, после того как будет преодолена инерция. Судно вытесняет воду и испытывает торможение, вызываемое подводным сопротивлением.
Поперечное сопротивление зависит от боковой подводной площади: большая осадка дает большую подводную площадь и большее сопротивление; различный дифферент изменяет относительное сопротивление в носовой и кормовой частях судна. В результате этого центр поперечного сопротивления смещается в нос или в корму от миделя, что ведет к вращательному движению под действием поперечного давления, приложенного в районе миделя. Рассмотрим судно на ровном киле, на которое действует поперечная сила в районе миделя (рис. 113).
Точка приложения поперечной силы совпадает с ЦТ судна и с центром поперечного сопротивления. Полезный эффект силы в Х те, смещающей ЦТ на У футов, составит Х Y те /фут. Одна сила в районе миделя судна может быть заменена двумя силами, приложенными на равных расстояниях от миделя, каждая из которых равна половине первой силы.