Оценить

Если судно получило какие-либо повреждения в открытом море, важным условием предупреждения его гибели является умелое маневрирование. В результате повреждений судно может получить большой крен, надводные пробоины вблизи ватерлинии, и вследст­вие этого, как правило, остойчивость его понижается. Поэтому не­обходимо избегать, особенно на большом ходу, резких перекладок руля, вызывающих дополнительные кренящие моменты.

При повреждениях носовой части, вызвавших водотечность кор­пуса, движение судна вперед будет увеличивать поступление воды, а следовательно, создавать дополнительное давление на кормовую переборку поврежденного отсека. В данной ситуации до заделки пробоины идти передним ходом рискованно, особенно если пробои­на значительна. Если заделать пробоину невозможно, следует су­щественно снизить ход или’даже идти задним ходом (например, на многовинтовых судах).

Это справедливо для водоизмещающих судов. Что же касается судов на воздушных крыльях и на воздушной подушке, то требует­ся, наоборот, увеличивать их скорость, чтобы не допустить входа в воду надводных пробоин или чтобы вывести их из воды.

В случае обледенения поврежденного судна остойчивость и ма­невренные качества его обычно еще более ухудшаются, поэтому экипаж должен принять меры по борьбе со льдом.

Если поврежденное судно имеет значи­тельный крен, не поддающийся уменьше­нию, то капитан обязан маневрировать так, чтобы во избежание опрокидывания повы­шенный борт судна оказался не наветрен­ным, особенно когда ветер достигает штор­мовой силы или имеет шквалистый характер. В aштормовую погоду изменением ско­рости и курса относительно волны можно существенно уменьшить амплитуду качки, избежать резонанса, а также возможной по­тери остойчивости на попутном волнении, наиболее вероятной при длинах волн, близ­ких к длине судна.

Если повреждения, полученные судном во время плавания, настолько велики, что судовыми средствами экипаж не может справиться с поступающей водой, разумнее всего посадить судно на мель. По возмож­ности нужно выбрать берег, который имеет  отлогий склон, песчаный или другой подоб­ный грунт без камней. Желательно также, чтобы в районе посадки не было сильных течений. Вообще лучше выброситься на мель в любом месте (если это не угрожает явной гибелью судну), чем предпринимать попытки дойти до подходящего берега и подвергать судно риску затопления на большой глубине.

Принимая решение о посадке поврежденного судна на мель, нужно учитывать опасность уменьшения остойчивости, если судно коснется грунта малой площадью днища, особенно на твердом грунте в районе, где глубины резко увеличиваются от берега. По­являющаяся в этот момент реакция опоры, приложенная к днищу судна в точке касания грунта (рис. 29.9), и является причиной уменьшения остойчивости. Пара сил R и vV стремится опрокинуть судно. Опасного крена может не возникнуть, если уклон грунта близок к углу крена или дифферента судна, так как судно сядет на грунт сразу значительной частью днища, а также при посадке на мягкий грунт: в этом случае оконечность судна не опирается на грунт, а врезается в него.

Чтобы судно не получило новых повреждений от ударов о грунт в штормовую погоду, его нужно закрепить на мели, например, за­возом якорей или дополнительным затоплением отсеков.

Когда все повреждения будут заделаны, приступают к откачке воды из затопленных отсеков. В первую очередь вода должна быть полностью удалена из отсеков, имеющих наибольшую ширину. Если пренебречь этой рекомендацией, в процессе всплытия судна его остойчивость снова может ухудшиться от наличия свободных поверхностей.

Посадка на мель осуществляется, как правило, носом, но при мягком грунте не исключается посадка кормой с отдачей обоих якорей под углом к береговой черте, возможно более близким к прямому. Несмотря на риск повреждения винторулевого комплек­са, такой способ не лишен преимуществ: удары волн будет прини­мать на себя нос судна, являющийся наиболее прочной частью корпуса, причем ударам будет подставлена минимальная площадь; якоря можно использовать для закрепления судна на мели, избе­жав весьма трудоемкой операции их завоза. Кроме того, их можно будет использовать для облегчения последующего снятия судна с мели.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий