Наконец последнее из трех рассмотренных судов (рис. 9) готово к отплытию. Вышедшее перед ним судно, имеющее те же характеристики: размеры, осадку, усилия руля и другие, находится на грунте. Если судном управлять так же, как предыдущим, то и результаты будут идентичны. Маневр кончится не просто посадкой на грунт, а столкновением с судном, уже находящимся на грунте. Поэтому предпримем специальные меры предосторожности.
Предположим, что приливное течение отсутствует. Тянущий буксир оказывает эффективную помощь при отходе от причала. Однако для выполнения маневра поворота он должен быть ошвартовано к левой скуле, поэтому судку следует отходить, имея буксир в таком положении.
Буксир подает на судно следующие концы: короткий носовой, смотрящий вперед,—на кнехты позади полубака или на ближайшую киповую планку на главной палубе; носовой, смотрящий назад, — на киповую планку в районе фок-мачты; кормовой конец, смотрящий на киповую планку, находящуюся непосредственно впереди мостика судна — на эту планку. Закрепленный в таком положении штевень буксира, а Е1врнее, его носовой постоянный кранец, будет находиться немного позади полубака судна.
Затем выбирают все концы на баке и корме, кроме заднего носового шпринга и прижимного, идущего, если это возможно, через носовой полуклюз так, чтобы создавать наибольшее усилие и оказывать помощь судну в прижатии носа к причалу. Прижимной конец должен быть набит. В это время буксиру отдают распоряжение работать вперед при положении руля „право на борт”, одновременно дают слабину на кормовом конце, пока буксир не займет положение перпендикулярное к судну, после чего следует задержать кормовой конец буксира.
Вследствие маневра буксира нос судна будет прижат параллельно причалу, чему будет способствовать также подбирание прижимного конца. В результате таких действий корма судна отойдет от причала.
Приведем пример преобладающего воздействия присасывания над силой руля. Предположим, что при отшвартовке от причала указанного судна были использованы носовой прижимной конец и шпринг, а также буксир, как это только что было описано. Руль судна поставлен в положение., право на борт”, а машина работает малым ходом вперед.
На рис. 8 видно, что корма судна 2 прижата к грунту на мелководье. Очертание кромки канала таково, что создается очень сильное присасывание. В результате малый ход судна вперед при руле в положении „право на борт” не только не поможет отвести корму судна от берега, но даже помешает.
Когда корма судна отведена от причала примерно на 20° без использования двигателя судна, чтобы не создавать присасывания, прекращают выбирать и отдают все швартовы, поданные на причал. Останавливают буксир, дают машине задний ход с таким расчетом, чтобы судно прошло назад примерно половину своей длины. При этом судно можно удерживать в желаемом направлении, т. е. им можно управлять, работая в случае необходимости буксиром вперед или назад, поскольку буксир будет находиться в это время перпендикулярно к судну.
После того как судно пройдет назад примерно на половину своей длины, его нос можно развернуть на достаточный угол в канал за ,счет заднего хода буксира. Выполняя такой маневр, надо запастись терпением и дать буксиру достаточно времени, чтобы развернуть нос судна на желаемый угол до того, как судно приобретет инерцию движения вперед, пусть даже незначительную, а буксир прижмется к нему, и его помощь в разворачивании носа судна станет минимальной. После того как все швартовы отданы и судно, начав движение вперед, пришло на траверз третьего судна, ошвартованного к тому же причалу, машину можно остановить. Буксир, закрепленный у скулы судна, вполне может предотвратить его рыскание.