При сближении судов в условиях нормальной видимости основным элементом визуальной оценки ситуации является ракурс судна. В светлое время суток ракурс оценивается практически мгновенно вне зависимости от размеров или иных особенностей судна. В темное время величина судна, особенности расположения огней и его архитектура оказывают влияние на степень точности определения ракурса и быстроту оценки ситуации в целом. Различия в условиях плавания в темное и светлое время суток в большой степени проявляются при плавании в районах интенсивного судоходства и особенно в проливах и на фарватерах, в реках и каналах. Здесь даже кратковременное ослабление внимательности, вызванное любыми субъективными или объективными причинами, может привести к запоздалому распознанию огней опасно сближающегося судна на фоне береговых огней и огней других судов.
Поскольку большая часть столкновений происходит в условиях нормальной видимости и заметные различия между числом столкнувшихся судов в темное и светлое время суток проявляются именно в этих условиях, на них и должен быть сделан основной акцент при определении влияния времени суток.
Данные табл. 8, относящиеся только к нормальным условиям видимости, показывают, что в Южном, Северо-Западном и Дальневосточном бассейнах число судов, столкнувшихся в темное время суток, в 1,9; 2,0 и 2,3 раза больше, чем соответственно в светлое время. В целом по ММФ это отношение равно 2,2. Обращаясь к разбивке числа столкновении в районах отдельных бассейнов, нетрудно заметить, что в реках и каналах, в проливах и на фарватерах произошла основная часть столкновений в темное время суток. Так, в указанных районах Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов число судов, столкнувшихся в темное время, в 3 раза превышает число вовлеченных судов в светло» время.
Число судов, столкнувшихся в темное и светлое время суто, при нормальной видимости (ясно) и в тумане (в %) показано в табл. 8. По Южному бассейну это отношение ниже и близко к 2 Что касается открытого моря, то в районах Северо-Западного бассейна все столкновения в условиях нормальной видимости произошли в темное время суток.
В целом по ММФ в реках, каналах, проливах, на фарватерах и в открытом море при нормальных условиях видимости в темное время суток столкнулось в 2,5 раза больше судов, чем в светлое. Что касается распределения общего числа столкновений по бассейнам, то можно заключить, что около половциы всех столкновений в темноте при нормальной видимости произошло в Северо-Западном бассейне. Полученное проценшое отношение по этому бассейну несколько ниже доли этого же бассейна в общем числе столкнувшихся судов ММФ (56%), что объясняется повышенным числом столкновений в тумане, которые не зависят от времени суток. В этом случае Северо-Западный район является наиболее трудным из-за большей, чем в других бассейнах, продолжительности темного времени в осенне-зимний период и весьма частых дней с пониженной видимостью, лишь немного превышающей 2 МИЛН. Нужно особо подчеркнуть опасность плавания в темное время суток в реках и каналах указанного бассейна. Основные причины этого: большая интенсивность судоходства; большие скорости судов; повышенная трудность беспрерывного, предельно внимательного наблюдения; ошибки судоводителей, вызванные различными причинами, и др.
При нормальных условиях видимости в темное время суток сталкивается вдвое больше судов, чем в светлое. В условиях ограниченной видимости время суток не влияет на частоту столкновений. Северо-Западный район, особенно его реки и каналы, является наиболее потенциально опасным для плавания в условиях ограниченной видимости и в темное время суток.