Rate this post

При плавании в условии ограниченной видимости судно подвергается значительно большему риску, чем при нормальной. Такое плавание требует специальных знаний и практических навыков судоводителей.  Особые трудности в условиях ограниченной видимости возни­кают в районах интенсивного судоходства в Северо-Западном бас­сейне. Число дней с туманами в морях этого бассейна одно из са­мых высоких среди всех районов интенсивного судоходства и чисто вовлеченных в столкновения судов и их доля в общем числе столк­нувшихся судов в этом бассейне наибольшие (табл 4).

Табл. 4 построена по принципу табл. 3, с той лишь разницей, что разбивка произведена по морям или группам морей каждого бассейна с менее подробной детализацией их конкретных участ­ков — введены только те каналы, реки и другие участки, число столкновений в которых значительно выше, чем в других аналогич­ных географических подразделениях, а где столкновений в тумане не было — опущены.

Общее число столкнувшихся судов в условиях ограниченной видимости составляет более 7з их общего числа. Для объективного сравнения частоты столкновений в тумане и при нормальной види­мости необходимо отнести число вовлеченных в столкновения судов в соответствующих условиях видимости к общему за рассматриваемый период времени числу туманных и ясных дней. Принимая чис­ло дней с ограниченной видимостью — менее 1 мили (среднее для всех районов, где плавают суда ММФ) равным 10% и продол­жительность такой видимости равной 12 ч, получим, что ча­стота столкновений в тумане в 10 раз выше, чем при хорошей ви­димости.

Из общего числа судов ММФ, вовлеченных в столкновения, в условиях ограниченной видимости 90% столкнулись при видимости менее 5 кбт, остальные — при видимости менее 1 мили. Даже если исключить последние, то частота столкновении в тумане при види­мости 0,5 мили и менее будет в 9 раз выше, чем при нормальной видимости. Большинству судоводителей приходилось плавать в тумане намного больше времени, чем среднестатистические 12 ч.

Однако это не опровергает, а скорее подчеркивает риск плавания в условиях ограниченной видимости Согласно табл. 4 из общего числа судоз ММФ, столкнувшихся в тумане, 75% приходится на районы Северо-Западного бассейна и остальные 25% (примерно поровну)—на Южный и Дальневосточ­ный бассейны. Таким образом, число судов, столкнувшихся в тума­не в Северо-Западном бассейне, в б раз больше, чем в каждом из двух других.

Причина малого числа столкновений в тумане по Южному бас­сейну объясняется меньшим средним числом дней с туманами в этом бассейне по сравнению с Северо-Западным. Что касается дальневосточных морей, то средние условия видимости здесь не лучше, чем на северо-западе. Основное различие между этими районами заключается в ин­тенсивности судоходства. На Дальнем Востоке оно наименее ин­тенсивно, на Северо-Западе—наиболее интенсивно. Если же срав­нивать Южный и Дальневосточный бассейны, то влияние повышен­ного числа дней с туманами на Дальнем Востоке сказывается довольно ощутимо — доля столкнувшихся судов в тумане в общем числе вовлеченных судов в этом бассейне почти втрое выше, чем в Южном бассейне.

Процент столкнувшихся в тумане судов пароходств каждого бассейна, приходящийся на «чужие» бассейны, значительно раз­нится. Влияние интенсивности судоходства проявляется и здесь. Так, если по Южному и Дальневосточному бассейнам доля столк­новений, приходящаяся на «чужие» бассейны, равна 1/3 и 1/5 их общего числа, то все 100% столкновений в тумане судов Северо-Западного бассейна произошли в этом бассейне. Большая часть столкновений судов в тумане пароходегв других бассейнов, проис­шедшая не в своих бассейнах, падает на Северо-Западный.

Распределение судов, столкнувшихся в тумане, по участкам бассейнов приведено в табл. 5. Распределение по бассейнам и участкам судов ММФ, столкнув­шихся в условиях ограниченной видимости, в процентах к общему числу судов ММФ, столкнувшихся в этих условиях, показано в табл. 6. Наибольшее число судов имело столкновения в условиях огра­ниченной видимости в проливах и фарватерах, причем основная часть столкновений в этих районах (70%) приходится на проливы и фарватеры Северо-Западного бассейна. То, что большая часть столкновений, происшедших в падает на проливы и фарватеры, а также открытое море, объясняется повышенной скоростью плавания в этих районах.

Для выделения значимости каждого участка бассейна состав­лена табл. 7, в которой показана в процентах доля столкновений в тумане в каждом из них от общею числа столкновений на этом же участке, принятого за 100% (например, если на участке откры­того моря Северо-Западного бассейна столкнулось 100 судов ММФ, то 72 из них приходятся на условия ограниченной видимости).

Методика построения табл. 7, рассчитанная на выделение зна­чения столкновений в тумане на отдельных участках, исключает суммирование процентных отношений, полученных по отдельным бассейнам и участкам. Суммарная же доля столкновений в тумане по пароходствам Южного, Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов равна 17, 48 и 42% соответственно.

Приведенные данные показывают, что при прочих равных усло­виях риск плавання в тумане особенно возрастает в районах интен­сивного судоходства. Если и целом по ММФ в районах открытого моря на долю тумана падает половина столкнувшихся судов, то в таких же рай­онах Северо-Западного бассейна эта доля возрастает почти до 3/4. Значительно выше среднего по этому району процент судов, имев­ших столкновения в тумане в реках и каналах, проливах и на фар­ватерах. В целом количество судов, столкнувшихся в тумане в открытом море, реках и каналах, проливах и на фарватерах Севе­ро-Западного бассейна, составляет основную часть всех вовлечен­ных в столкновения в тумане судов ММФ — 72, 86 и 72% соот­ветственно.

В открытых морях Дальнего Востока доля столкновений в ту­мане меньше, чем в Северо-Западном бассейне, хотя средние усло­вия видимости в этих бассейнах сходны. На первый взгляд причина в худшей подготовке, меньшем опыте плавания в тумане судово­дителей пароходств Северо-Западного бассейна. Однако для тако­го вывода нет никаких оснований. И все же судоводители этого бас­сейна чаше допускают ошибки. Объяснить это можно тем, что влияние интенсивности судоходства проявляется и здесь. Действи­тельно участки открытого моря Северо-Западного и Дальневосточ­ного бассейнов в этом отношении существенно разнятся. В первом, особенно в Северном море и в западной Балтике, на экране РЛС обычно можно одновременно видеть эхо-сигналы нескольких судов, во втором — такие скопления бывают лишь эпизодически. Другими словами, на участках открытого моря Северо-Западного бассейна большие потенциальные возможности для проявления недостатков в подготовке, практическом опыте или организации штурманской службы. Сразу оговоримся, что большинство, если не все столкно­вения в открытом море, как при хорошей видимости, так и в тумане можно бы было избежать действиями одного судна, если бы эти действия всегда соответствовали не только букве, но и духу ППСС, лучшему опыту использования радиолокационной информации для предотвращения столкновений судов.

Наименьший процент столкновений в тумане в Южном бассей­не. Основная причина этого — меньшее число дней с туманом.

Выше были приведе­ны данные в целом за рас­сматриваемый период. Од­нако они отражают лишь какое-то среднее за этот пе­риод положение, не позво­ляя делать выводов об его изменении. Ведь все или большинство столкновений в тумане могли произойти в начале периода, что может снизить вес мероприятий, направленных на ликвида­цию этого вида аварийно­сти. Напротив» перемещение большей части столкнове­ний в конец периода в корне меняет положение, направляя большие усилия па ликвидацию та­ких аварийных случаев. Для объективной оценки необходимо показать динамику числа судов, вовлеченных в столкновения при ограниченной видимости (рис). Как видим, только в 1960 и 1966 гг. число столкнув­шихся судов заметно отличается от среднего. В остальные годы это число довольно стабильно. Вместе с тем график показывает, что число столкнувшихся судов возрастает Это еще раз подчер­кивает необходимость принятия эффективных мер для повышения безопасности плавания в условиях ограниченной видимости.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий