Испарение воды и влажность воздуха. В результате испарения водяной пар непрерывно поступает в атмосферу в виде молекул. В воздухе вода может быть в виде пара, в капельном или кристаллическом состоянии.
Интенсивность испарения зависит от количества водяных паров, находящихся над испаряющей поверхностью.
Абсолютной влажностью называется масса q водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха (кг/м3).
Относительной влажностью называется отношение массы q водяного пара, содержащегося в воздухе, к массе Q водяного пара, насыщающего воздух при данной температуре
Чем выше температура, тем большее количество водяного пара может содержаться в воздухе. Температура, при которой находящийся в воздухе водяной пар достигает насыщения, называется точкой росы. Излишек водяного пара переходит в капельное состояние.
Для измерения влажности воздуха на судах применяется ас-пирационный психрометр, состоящий из двух термометров и-вентилятора, заключенных в металлическую оправу (рис. 180). Перед измерением влажности резервуар правого термометра обертывается батистом, смоченным водой. Вследствие этого правый термометр будет иметь более низкую температуру. По показаниям термометров t1 и t2 относительная влажность f определяется из таблиц.
Туман, дымка. Обозначаются соответственно (=) и (=). Различают: очень сильный туман — видимость менее 1/4 кб; сильный туман — видимость 1/44-1 кб; умеренный туман — видимость 1÷З кб; слабый туман — видимость З÷5 кб; умеренная дымка — видимость 0,5÷1 миля; слабая дымка — видимость 1÷5 миль.
Радиационные туманы образуются ночью и утром в результате выхолаживания приземных масс воздуха при высокой относительной влажности.
Адвективные туманы образуются при движении теплого воздуха над более холодной подстилающей поверхностью. Характерны для
морей, океанов, прибрежных районов. Устойчивы и мощны по высоте.
Облака. Образуются на некоторой высоте в результате вертикального движения водяного пара и охлаждения вследствие расширения.
Влияние туманов и влажности на судовождение. Перечисленные факторы в значительной степени затрудняют мореплавание, Понижение видимости приводит к потере визуального контроля за окружающей обстановкой. Это особенно опасно при плавании в стесненных условиях, в районах интенсивного судоходства. При движении в тумане судоводитель должен соблюдать все меры предосторожности. Следует учитывать, что в тумане звук меняет направление, ослабляется сигнал радиолокатора, от дождя и мощных облаков на экране РЛС могут появиться отметки, напоминающие очертания берега.
При понижении температуры наружного воздуха температура в трюмах может достигнуть точки росы. При этом избыток влаги оседает в виде капель на металлических поверхностях, вызывая подмочку грузов, коррозию металлов.
Для устранения подмочек грузов на судах, не оборудованных устройствами для сушки трюмного воздуха, необходимо производить тщательную вентиляцию грузовых помещений вплоть до открывания люков с целью выравнивания температуры и влажности.