Счисление пути судна при плавании в ледовых условиях осуществляется по тем же правилам, что и в обычных случаях.
Однако очень частые изменения курса и скорости, а также совместный учет дрейфа судна и льда делают графическую прокладку очень громоздкой и сложной. Это вынуждает судоводителей применять некоторые особые приемы счисления. Если изменение курсов происходит редко, а скорость судна остается более или менее постоянной на каждом частном курсе, то применяется составное письменное счисление.
При частых изменениях курса и скорости используется графическое счисление, выполняемое на миллиметровой бумаге в крупном масштабе.
Генеральный курс, генеральное плавание и счислимое место судна наносятся на карту каждый час. Когда изменения направления движения судна незначительны, то применим метод моментных наблюдений для определения среднего курса и средней скорости за определенный промежуток времени. Запись курса и скорости производят через 5—б мин и через эти промежутки времени откладывают отрезки плавания по замеченному курсу. Эта работа выполняется на чистом листе бумаги в крупном масштабе. Средний курс, среднее плавание и счислимое место определяются и наносятся на карту каждый час. Однако осреднение резко различающихся курсов за час может привести к значительным ошибкам.
Для ведения счисления при ледовом плавании обработку наблюдений и нанесение места выполняют в следующем порядке:
— рассчитывают плавания судна через каждые 5—6 мин и сводят их в таблицу;
— если в таблице есть повторяющиеся курсы, их сводят в один, а соответствующие плавания суммируют;
— курсы, разнящиеся на 5—10° в обе стороны, сводят в средние, а плавания суммируют;
— все полученные курсы исправляют АК;
— в сводной таблице обработанных наблюдений учитывают наблюдаемый дрейф.
На листе бумаги в выбранном масштабе или на специальных сетках прокладывают осредненные курсы, а по ним откладывают соответствующие плавания.
По координатам конечной точки или по генеральному курсу и плаванию на рабочей карте наносится счислимое место судна.
Погрешность в счислимом месте зависит от погрешностей в истинном курсе, определения скорости, проложенного по курсу плавания, от погрешности при учете ледового дрейфа.
Погрешность в истинном генеральном курсе, кроме перечисленных погрешностей, содержит систематическую погрешность самого метода счисления пути при ледовом плавании. Округленные и приведенные к средним 5—6-минутные курсы имеют систематическую погрешность, которая тем больше, чем грубее осредняются курсы, поэтому счислимое место всегда получается в стороне от истинного.
Суммарное расстояние, пройденное по нескольким курсам и принятое за плавание по среднему курсу всегда дает счислимую точку, которая будет находиться впереди истинного места судна.
Наиболее простым способом ведения прокладки является использование систем автоматического счисления, в которые периодические изменения курса и скорости вводятся вручную. Если с судна наблюдаются береговые ориентиры и возможно использование радиотехнических средств, то используется обсервационное счисление, когда обсервации производят через каждые 5—20 мин. Полученные места соединяют прямыми линиями и находят фактический путь судна между обсервациями. Предпочтительнее использование в этих целях космических навигационных систем.
При плавании вдали от береговых средств навигационного оборудования счисление ведется с помощью судовой PЛC по местам, наносимым на карту относительно наблюдаемых на экране РЛС айсберга, приметных льдин или торосов (рис. 5.8). Предположим, что на экране РЛС видна четкая отметка от льдины или тороса А у В момент выполнения надежной обсервации измеряются пеленг и дистанция до этого хорошо различимого на экране РЛС объекта А и этот ориентир наносится на карту по пеленгу и дистанции от обсервованного места М.
В дальнейшем счисление ведут относительно этого ориентира. Через каждые 5—20 мин по измеренным пеленгам и расстояниям относительно ориентира А] наносят точки My М2, которые соединяются прямыми линиями. По мере удаления от ориентира A j на карту от последнего счислимого места -W 2 по пеленгу и расстоянию наносят новую хорошо различимую на экране PЛC льдину или торос А2 и дальнейшее счисление ведут относительно этого ориентира. При таком счислении необходимо учитывать дрейф от ветра и течение, если они известны. При доступности обсерваций по GPS и ГЛОНАСС ведут обсервационное счисление.