У двухвинтового судна гребные винты расположены симметрично относительно ДП и стороны их вращения, как правило, одно- именны с бортами. Рулей может быть два — помещенных позади винтов — или же один — в ДП судна. При одновременной работе двух винтов, если частоты вращения обеих машин равны, влияние боковых сил полностью нейтрализуется как на переднем, так и на заднем ходу. Повороты с помощью только рулевого устройства как вправо, так и влево имеют одинаковые диаметры циркуляции. При расположении руля между двух винтов в ДП управляемость судна хуже, чем у судна с рулями, расположенными позади каждого из гребных винтов.
Для выполнения разворота судна с помощью руля и двигателей поступают следующим образом. Внешнему, относительно направления поворота, двигателю дают ход вперед, внутреннему — ход назад. Руль перекладывают в сторону поворота. Изменяя частоты вращения гребных винтов, можно разворачивать судно с продвижением его вперед или назад или же так, чтобы разворот выполнялся на месте. В последнем случае передний ход задается на одну ступень меньше заднего.
Дополнительное рулевое устройство, предназначенное для улучшения поворотливости судна на малой скорости или при отсутствии хода, называется подруливающим устройством (ПУ). Сила подруливающего устройства создается за счет реакции струи воды, отбрасываемой пропеллерным насосом или винтом у водометных подруливающих устройств или крыльчатым движителем — ротаторным.
Поскольку тяга ПУ в большинстве случаев направлена перпендикулярно к ДП, движение при отсутствии течения и ветра под действием только силы упора ПУ сводится к вращению судна. Однако это вращение неизбежно сопровождается перемещением судна в сторону оконечности, на которой расположено ПУ, так что, строго говоря, под действием одного ПУ вращение судна на месте невозможно. Это перемещение может быть нейтрализовано работой винтов. Если на судне имеются носовое и кормовое подруливающие устройства, то для осуществления движения лагом достаточно включить оба ПУ на один борт, а для разворота на месте — на разные борта.
Движение судна лагом и разворот на месте можно производить и с одним подруливающим устройством, используя его совместно с работой движителей и руля. Например, для сообщения судну движения лагом вправо нужно включить носовое подруливающее устройство на правый борт, левой машине дать задний, а правый 3 передний ход и переложить руль влево на 10—15°. Для разворота на месте подруливающее устройство нужно включить в сторону поворота.