Для того чтобы понять, как действует поперечная сила от действия руля на судно, следующее передним ходом, рассмотрим ее влияние по отношению к ЦТ и ЦВ. Поскольку поперечная сила от действия руля смещает ЦТ вместе с судном, ЦВ можно рассматривать как условную опору, а ЦТ как вес, который предстоит поднять. После преодоления инерции ЦТ судна смещается в сторону, обратную повороту, и создает угол дрейфа, в результате которого борт судна встречает подводное сопротивление. Положение ЦВ играет центральную роль в распределении поперечного гидродинамического сопротивления.
Влияние поперечного сопротивления впереди ЦВ двояко: оно помогает развороту, потому что создает то же самое направление вращения, что и поперечная сила от действия руля, и, наоборот, оно смещает ЦВ назад, укорачивая тем самым рычаг управления (рис. 14). С появлением поперечного сопротивления вращающий момент слагается из момента руля (управления) и момента поперечного сопротивления.
Влияние поперечного сопротивления впереди ЦВ двояко: оно помогает развороту, потому что создает то же самое направление вращения, что и поперечная сила от действия руля, и, наоборот, оно смещает ЦВ назад, укорачивая тем самым рычаг управления (рис. 14). С появлением поперечного сопротивления вращающий момент слагается из момента руля (управления) и момента поперечного сопротивления.
Поперечное сопротивление, возникающее в кормовой части судна от ЦВ, уменьшает угол дрейфа, отчего снижается и величина самого поперечного сопротивления. Угол дрейфа определяется отношением между поперечным сопротивлением в кормовой части судна от ЦВ и поперечной силой от действия руля к сопротивлению трения корпуса судна.
Узкое судно имеет сравнительно более протяженную подводную площадь в корму от ЦВ и встречает относительно большее поперечное сопротивление по корме, что приводит к меньшему углу дрейфа и вследствие этого к большей циркуляции (рис. 15).
Широкое судно встречает относительно большее подводное сопротивление впереди ЦВ и меньшее поперечное сопротивление в корму от него, что приводит к большему углу дрейфа и вследствие этого к относительно меньшей циркуляции.
Поперечное сопротивление вызывает потерю скорости судна, пропорциональную углу дрейфа и величине площади подводной поверхности. Когда разворот установится ,и скорость снизится, минимальные изменения угла дрейфа и положение ЦВ будут сбалансированы силами поперечного сопротивления и руля.