Рассмотрим судно порожнем, не имеющее хода относительно воды, на которое действует бортовой ветер (рис. 5). Бортовой ветер вызывает дрейф судна в подветренную сторону, и .корпус встречает подводное сопротивление. Поскольку судно имеет дифферент на корму, подводная кормовая часть судна встречает большее сопротивление. В результате центр поперечного сопротивления R будет находиться в корме от миделя.
На порожнем судне с высоко поднятой носовой оконечностью передняя часть судна будет испытывать большее воздействие ветра, чем кормовая. Давление ветра можно представить вектором силы ветра, действующим на центр парусности Р. Подводное сопротивление может быть представлено вектором силы в точке R. До тех пор, пока точка Р не находится на одной вертикали с точкой R, две силы поворачивают судно, а образующийся ЦВ будет находиться между точками Р и R.
На судне, не имеющем хода относительно воды, ЦВ будет располагаться недалеко от миделя. Когда судно следует передним ходом, центр поперечного сопротивления смещается вперед, и увеличивается сила подводного сопротивления (рис. 6). Поперечная сила ветра разворачивает судно так, что возникает угол между ДП судна и намеченным курсом. Чтобы контролировать этот угол и сбалансировать силу ветра, нам необходима поперечная сила в корме — руль. Разворот возникает, когда нарушается равновесие поперечных сил.
Движение назад вызывает смещение центра поперечного .сопротивления в корму, что увеличивает плечо момента силы бортового ветра (рис. 7). Когда судно идет назад, руль не оказывает эффективного влияния. Поскольку поток, создаваемый винтом, не направляется больше на перо руля, руль встречает сопротивление только воды, что приводит в результате к малой поперечной силе от действия руля.
Судно сильнее сносится под ветер, нос быстрее, чем корма, так что на заднем ходу корма двигается на ветер, или, как говорят, “ищет’ ветра”. Однако корма пойдет на ветер только тогда, когда носу есть куда у валиться. ЦВ сдвигается далеко в корму, и сила ветра получает большее плечо.
Поперечный упор, создаваемый винтом правого вращения, работающим назад, легко преодолевается сильным ветром справа по носу.