Рассмотрим судно порожнем, не имеющее хода относительно воды, на которое действует бор­товой ветер (рис. 5). Бортовой ветер вызывает дрейф судна в подветренную сторону, и .корпус встречает подводное сопротив­ление. Поскольку судно имеет дифферент на корму, подводная кормовая часть судна встречает большее сопротивление. В ре­зультате центр поперечного со­противления R будет находить­ся в корме от миделя.

На порожнем судне с высоко поднятой носовой оконечностью передняя часть судна будет ис­пытывать большее воздействие ветра, чем кормовая. Давление ветра можно представить векто­ром силы ветра, действующим на центр парусности Р. Подвод­ное сопротивление может быть представлено вектором силы в точке R. До тех пор, пока точка Р не находится на одной верти­кали с точкой R, две силы пово­рачивают судно, а образующийся ЦВ будет находиться между точками Р и R.

На судне, не имеющем хода относительно воды, ЦВ будет располагаться недалеко от миделя. Когда судно следует пере­дним ходом, центр поперечного сопротивления смещается впе­ред, и увеличивается сила под­водного сопротивления (рис. 6). Поперечная сила ветра развора­чивает судно так, что возникает угол между ДП судна и наме­ченным курсом. Чтобы контро­лировать этот угол и сбаланси­ровать силу ветра, нам необхо­дима поперечная сила в корме — руль. Разворот возникает, когда нарушается равновесие поперечных сил.

Движение назад вызывает смещение центра поперечного .сопротивления в корму, что увеличивает плечо момента си­лы бортового ветра (рис. 7). Когда судно идет назад, руль не оказывает эффективного влия­ния. Поскольку поток, создавае­мый винтом, не направляется больше на перо руля, руль встречает сопротивление только воды, что приводит в результа­те к малой поперечной силе от действия руля.

Судно сильнее сносится под ветер, нос быстрее, чем корма, так что на заднем ходу корма двигается на ветер, или, как го­ворят, “ищет’ ветра”. Однако корма пойдет на ветер только тогда, когда носу есть куда у ва­литься. ЦВ сдвигается далеко в корму, и сила ветра получает большее плечо.

Поперечный упор, создавае­мый винтом правого вращения, работающим назад, легко пре­одолевается сильным ветром справа по носу.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий