Загрузка...

При работе гребного винта, помимо основной силы упора, на­правленной вдоль диаметральной плоскости (ДП) судна, возникают боковые силы, направленные перпендикулярно к ДП. Поэтому ра­бота гребного винта придает судну не только поступательное дви­жение, но и уклоняет его с прямолинейного пути. Следует иметь в виду, что отклоняющее влияние гребного винта тем больше при прочих равных условиях, чем ближе он находится к поверхности воды.

Ниже приводятся случаи влияния работы винта на поворотли­вость судна, когда оно имеет один винт правого шага и находится в спокойной воде, не подвергаясь действию ветра и течения.

Передний ход со стопа. Исходное положение — судно непо­движно. С начала работы гребного винта судно будет приобретать движение вперед по ходу отклоняясь влево.

Руль эффективен в течение всего времени работы гребного винта независимо от того, имеет судно поступательное движение или нет. В случае необходимости удержать судно в первый момент движения на постоянном курсе руль необходимо переложить вправо.

Перемена хода с заднего на передний. Исходное положение — судно движется задним ходом. Стопорят машину и дают ход вперед. Судно будет по инерции двигаться назад, а корма будет уклоняться вправо.

Руль эффективен с самого начала работы гребного винта на пе­редний ход. Поэтому рулем можно пользоваться для удержания судна на заданном курсе или же для ускорения разворота.

Передний установившийся ход. При движении судна вперед нос стремится уклониться по ходу вправо. Влияние работы руля наиболее эффективно. Для удержания на постоянном курсе руль должен быть несколько переложен влево.

Этот угол перекладки считается новым нулевым положением, и все последующие команды на руль исполняются относительно но­вого нулевого положения.

Задний ход со стопа. Исходное положение — судно неподвиж­но. В первый момент работы гребного винта корма значительно уклоняется влево. Руль заметного влияния у большинства судов на управляемость не оказывает.

Задний установившийся ход. При движении судна назад нор­ма резко уклоняется влево. Влияние руля на управляемость мало эффективно.

Перемена хода с переднего на задний. Исходное положение     машина работает на передний ход, судно движется вперед. Сто­порят машину и дают задний ход. Судно, имея поступательное движение вперед, уклоняется вправо.

По мере гашения инерции переднего хода руль теряет эффек­тивность, а судно перестает слушаться руля, имея еще существен­ное движение вперед. Если уклонение судна вправо нежелательно, надо ему заранее придать движение влево до начала работы маши­ны назад.

Практическое правило. При маневре корма всегда поворачи­вается в сторону вращения гребного винта.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий