Загрузка...

При плавании в узкостях для наиболее сложных участков на картах или планах наносятся сетки навигационных изолиний, как правило, относительно двух или трех ориентиров. Такие сетки существенно сокращают объем вычислительных и графических работ при определении места судна. Изолинии выбранных ориентиров на заданном участке маршрута перехода должны пересекаться по возможности под углами, близкими к прямым. Каждое семейство изолиний наносится своим отличительным цветом с интервалом, не затеняющим обстановку на карте и обеспечивающим надежную интерполяцию на глаз.

В зависимости от необходимой точности определения места, наблюдаемость ориентиров и имеющихся на судне технических средств судовождения строятся следующие сетки навигационных изолиний: гониометрические, азимутальные, стадиометрические, комбинированные и ряд других. Нахождение места судна по вспомогательным сеткам изолиний заключается в следующем. По измеренным горизонтальным углам между несколькими береговыми предметами на гониометрических сетках находят место судна между изолиниями, соответствующими этим измеренным углам. На азимутальных сетках по измеренным пеленгам на береговые ориентиры находят место судна между изолиниями пеленгов. По измеренным расстояниям, определенным радиолокатором или рассчитанным по измерению секстаном вертикального угла и высоте предмета на стадиометрических сетках также находят место между изолиниями соответствующих расстояний. На комбинированных сетках нахождение места судна выполняют аналогичным образом, используя соответствующие параметры.

1Гониометрическая сетка. Такая сетка применяется для получения на карте места судна, определенного по двум горизонтальным углам, измеренным между двумя парами ориентиров. Для графического построения гониометрической сетки соединяют прямыми линиями точки А и В (рис. 5.3), соответствующие местам одной пары ориентиров на карте, и точки В и С, соответствующие местам положения второй пары ориентиров. При этом необходимо соблюсти условия, исключающие случай неопределенности. Через середины прямых линий, соединяющих ориентиры, про- водятся перпендикулярные линии. Задавшись рядом углов а1, а2, д3 и т. д. с разностью между ними, равной постоянной величине, у одного из ориентиров строят углы 90° — а1; 90° — а2, 90°— а3 и т.д. Стороны углов, пересекаясь с перпендикуляром, дадут центры окружностей, вмещающие эти углы. Таким же образом строят и второе семейство окружностей, опирающихся на вторую пару ориентиров. Дуги изолиний необходимо проводить на карте только в районах, где возможно определение места судна. Вдоль каждой изолинии выполняется надпись соответствующего ей угла.

2Азимутальная сетка. Если на карте нанесены два или три хорошо видимых на местности ориентира, то строят сетку из двух или трех семейств лучей, расходящихся от намеченных для пеленгования ориентиров А, В и С (рис. 5.4).
Направления лучей должны соответствовать истинным пеленгам на эти ориентиры, и, в зависимости от масштаба карты, проводиться через 2—3°. Линии истинных пеленгов наносятся разными цветами и у каждой линии пеленга надписывается его значение. Ориентиры следует выбирать так, чтобы пеленги пересекались под углом в пределах 30—150°.

Стадиометрическая сетка. Сетка изостадий проводится на карте в виде дуг двух или трех изолиний, являющихся окружностями. Изолинии (дуги окружностей) проводятся из мест видимых ориентиров, как из центров (рис. 5.5) радиусами, равными измеренным расстояниям до них. Если расстояния до ориентиров измеряются с помощью судового радиолокатора, то на изолиниях надписываются значения соответствующих расстояний.
Если расстояния до видимых ориентиров рассчитываются по измеренным секстаном вертикальному углу и высоте предмета, то на изолиниях указывается значение соответствующего им вертикального угла (рис. 5.6).
Кроме рассмотренных сеток, на карту могут наноситься сетки, образованные комбинированными системами изолиний, например для обсерваций по пеленгу и расстоянию, по горизонтальному и вертикальному углам и т. п.

3

Ограждающие изолинии. При плавании среди опасностей, расположенных вблизи берега, когда нет возможности точно определить место судна, при неуверенности в поправке компаса, при отсутствии приметных мест на берегу, важно иметь уверенность, что судно пройдет подводную или надводную опасность в безопасном расстоянии. В этом случае могут быть использованы ограждающие
изолинии, положения которых подбирают с учетом ограждения опасных зон. Навигационный параметр, которому соответствует ограждающая изолиния, называют ограждающим параметром. В зависимости от расположения ориентиров приметных такими параметрами могут быть: ограждающее расстояние, ограждающий горизонтальный угол и ограждающий пеленг. Если судно следует курсом вдоль берега, изобилующего надводными и подводными опасностями, а на берегу наблюдается всего один ориентир А, показанный на карте, может быть использовано ограждающее расстояние (рис. 5.7, а).

4Для этого на карте из точки А места ориентира проводят окружность радиусом D с таким расчетом, чтобы все навигационные опасности и некоторая часть чистой водной поверхности оказались внутри этой окружности.
Радиус данной окружности D и будет тем ограждающим расстоянием, ближе которого нельзя приближаться к ориентиру. Измеряя расстояние до ориентира Dp, легко контролировать выполнение условия
безопасности: D >D. Если на берегу в пределах видимости с судна наблюдаются два ориентира, то можно провести ограждающую изолинию окружность, вмещающую вписанный горизонтальный угол между ориентирами А и В (рис. 5.7, б). Периодически измеряя секстаном горизонтальный угол а между ориентирами, сравнивают его с ограждающим углом, контролируя тем самым выполнение условия безопасности. Иногда пеленг какого-либо ориентира может ограждать опасности и непосредственно предупреждать судоводителя о приближении к опасности.

Чаще всего судоводители в узкостях используют ограждающий пеленг (рис. 5.7, в). Видно, что при использовании ориентира А условие безопасности следующее: ИП>ИПогр. Часто сведения об ограждающих пеленгах даются в лоциях. Ограждающий пеленг может быть заменен створом двух каких-либо объектов, нанесенных на карту. В ночное время ограждающими пеленгами могут служить границы между секторами огней маяков, отличающихся по цвету. Границы секторов имеют низкую точность, и поэтому они должны обязательно проверяться по компасу. При плавании вблизи берегов и в узкостях, особенно малоисследованных, большим подспорьем может оказаться ограждающая изолиния — изобата. Наблюдая за показаниями индикатора включенного эхолота, несложно заметить выход судна на глубины, менее ограждающей.
В районах, требующих для безопасности судна точного плавания по фарватерам и рекомендованным курсам, устанавливаются створы. Для обеспечения безопасного плавания в узкости используют створы ведущие, секущие, ограждающие. Ведущие створы используются для удержания судна во время плавания  точно по назначенной линии положения. Секущие створы дают линию положения, пересекающую ведущий створ, и указывают точки поворота на другой створ или дают пройденное расстояние по ведущему створу. Ограждающие створы ограждают какую-либо опасность, как и опасные пеленги. Для обеспечения безопасности плавания в узкостях, особенно в ночное время и в условиях неудовлетворительной видимости, используются лазерные и телевизионные створы, береговые PЛC, а
для ограждения навигационных опасностей, обозначения линий рекомендованных путей, фарватеров, границ каналов и других безопасных проходов в различных условиях видимости устанавливается плавучее ограждение.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий