Основным прибором, служащим для определения направлений
в море, является компас (рис)
Главной рабочей частью компаса, по которой отсчитываются направления,
является картушка — круг на вертикальной оси, разбитый по окружности от 0 до 360° и удерживаемый естественными или искусственными силами так, что диаметр картушки 0—180° совпадает или почти совпадает с направлением истинного меридиана NH —SH . Таким образом, картушка неподвижна относительно земной поверхности и всегда занимает определенное положение.
Картушка помещается в котелке магнитного компаса или репитере (специальном приборе, повторяющем показания основного прибора) с жестко укрепленным на нем азимутальным кольцом. Верхний срез азимутального кольца с нанесенной градусной шкалой называется азимутальным кругом. Азимутальный круг разбит по окружности от 0 вправо и влево до 180° у старых компасов, а у новых — от 0 по часовой стрелке до 360°, причем диаметр азимутального круга 0—180° совпадает с диаметральной плоскостью судна.
С внутренней стороны азимутального кольца в диаметральной плоскости судна крепится курсовая черта.
При повороте судна от северной части истинного меридиана, например, на 70° вправо картушка остается неподвижной, а котелок компаса с азимутальным кольцом и курсовой чертой повернется относительно картушки также на 70й и курсовая черта остановится напротив деления картушки 70°. Это деление будет соответствовать курсу судна 70°.
На азимутальное кольцо установлен пеленгатор — инструмент для определения направлений на различные предметы. Пеленгатор имеет предметную и глазную мишени.
После того как судно легло на курс, пеленгатор направляется пред- 1 меткой мишенью на предмет. На картушке компаса напротив предметной мишени будет деление, соответствующее пеленгу предмета, в данном случае 110°, а напротив глазной мишени деление, соответствующее обратному пеленгу — 290°. На азимутальном кольце напротив предметной мишени будет деление, соответствующее курсовому углу предмета, в данном примере — 30°.
В настоящее время в судовождении применяют два основных типа компасов: магнитные стрелочные компасы и гирокомпасы.
Наличие на судне гироскопических и магнитных компасов позволяет осуществлять взаимный контроль их работы, повышает надежность. и точность определения направлений.
Кроме того, магнитный компас, будучи автономным прибором, постоянно готовим к действию, может быть использован в аварийном случае при неисправности гирокомпаса или при отсутствии электропитания.
По назначению магнитные компасы подразделяются на главные, путевые и шлюпочные.
По главному компасу ложатся на заданный курс и определяют место судна, по путевому — рулевой удерживает судно на заданном курсе, по шлюпочным (это магнитные компасы малых размеров) — ориентируются в море при самостоятельном плавании на шлюпках.