Выбор агента — важный момент в работе судоходной компании. От того, насколько удачно выбран агент, во многом зависят успехи судоходной компании. Здесь рекомендуется действовать по принципу семь раз отмерь — один раз отрежь. Вначале изучаются все агентские компании в соответствующем иностранном порту или географическом регионе. Судовладельца интересует финансовое положение морского агента, его деловая репутация, профессиональный опыт, оснащенность компании средствами связи, автотранспортом, компьютером. Важна также информация о возможностях данного агента в других портах, о структуре компании и ее способности выполнять комплекс интересующих судовладельца функций. Например, резервирование линейных грузов на определенных географических направлениях, организация контроля и слежения за парком контейнеров и др.
Немаловажным является ознакомление со списком других судовладельцев, суда которых обслуживает агент. Наличие в этом списке судов, работающих на конкурирующих линиях, создает конфликт интересов судовладельца и потенциального агента. В таком случае следует исключить этого агента из списка возможных кандидатов. В итоге из нескольких кандидатов отбирается один, который наиболее полно соответствует требованиям судовладельца. С ним ведутся окончательные переговоры и подписывается агентское соглашение. Подобную работу для советских судовладельцев по их поручению и от их имени выполняет ВВО «Совфрахт». В линейном судоходстве назначение агента производится исключительно судовладельцем. Это объясняется спецификой работы линии и объемом работы агента. Организация работы линии строго по расписанию, с короткими стоянками судов в портах; привлечение линейных грузов от множества отправителей, разбросанных на большой территории; выполнение целого ряда дополнительных функций, как-то инкассация фрахта, оформление грузовых документов, слежение за парком оборудования, — все это требует наличия в портах целой сети постоянных линейных агентов. С ними судовладелец заключает договоры на длительный срок. Несколько иначе обстоит дело в трамповом судоходстве. Портовый агент — это, прежде всего, агент судна, независимо от того, кто его назначил. Закономерным является назначение агента судовладельцем (либо судовым оператором). В чартерах обычно предусмотрено, что право назначения агента принадлежит судовладельцу. В рекомендованных БИМКО принципах фрахтования судов указывается, что судовладельцы должны иметь полную свободу выбора при назначении агентов в портах погрузки (выгрузки) груза с целью обеспечения наилучшего обслуживания судна и помощи капитану. Иногда судовладелец соглашается с тем, чтобы фрахтователь назначил своего агента. Это может быть продиктовано желанием обеспечить работой судно в условиях плохой конъюнктуры фрахтового рынка, когда судовладелец вынужден соглашаться со многими требованиями фрахтователя. Иногда назначение агента фрахтователем вызвано соображениями более быстрой загрузки судна, поскольку агент фрахтователя хорошо известен в торговых кругах и имеет надежные контакты с отправителем либо получателем груза. Если по условиям чартера право назначения агента предоставлено фрахтователю, его выбор является обязательным для судовладельца. В случае нарушения перевозчиком этого условия он обязан возместить возникшие вследствие этого убытки, причем требования к нему может предъявить как фрахтователь, так и назначенный им морской агент. Условие в чартере "агент фрахтователя в порту погрузки" (charterer’s agent at loading port) означает, что судовладелец согласился с назначением агента фрахтователя, полагаясь на то, что этот агент является добросовестным и компетентным. В свою очередь судовладелец принимает на себя обязательство уплатить такому агенту вознаграждение в соответствии с действующей в данном порту шкалой ставки. Между агентом фрахтователя и судовладельцем устанавливаются правоотношения «агент — принципал». Точно так же, как и в случае назначения агента непосредственно судовладельцем. Фрахтователи отвечают за выбор агента, но не за его действия. Если же из-за действий агента судовладелец или третьи лица потерпят какие-либо убытки, то ответственность фрахтователей возникает только в том случае, если будет доказано, что они назначили агента, заранее зная его недобросовестность или непригодность. В остальных случаях фрахтователь не несет ответственности за действия назначенного им морского агента. Выполняя функции агента судовладельца, агент может одновременно выполнять и поручения фрахтователя. Например, при перевозке по чартеру на условиях «fio», т. е. когда судно свободно от расходов по погрузке (выгрузке), агент может получить инструкции от фрахтователя в части подбора стивидора и заключить с ним контракт на проведение грузовых операций. Выполняя это поручение, агент, однако, всегда должен заботиться о защите интересов своего принципала, т. е. судовладельца. В рекомендованных БИМКО принципах фрахтования судов отмечается, что агенты фрахтователя должны действовать так же добросовестно, как если бы они были назначены судовладельцем. Бывают случаи, когда такие агенты не в полной мере защищают интересы судовладельца. Конфликт интересов судовладельца и фрахтователя может возникнуть, например, при приеме нотиса о готовности судна к погрузке, расчете сталийного времени и контрсталии, при подаче к борту судна груза в ненадлежащей упаковке. Для защиты своих интересов перевозчик может в таких случаях дополнительно использовать и своего, так называемого, протектинг-агента, вознаграждение которому обычно устанавливается в размере 50% от полной ставки. Интересы назначенного фрахтователем или грузополучателями агента в этих случаях не ущемляются. Ведь он действует совершенно независимо от протектинг-агента и полностью получает причитающееся ему вознаграждение. Некоторые особенности взаимоотношений агента, судовладельца и фрахтователя возникают при фрахтовании судна на условиях тайм-чартера. В коммерческом отношении капитан и экипаж подчинены фрахтователю. В период действия тайм-чартера фрахтователь осуществляет коммерческую эксплуатацию судна. Естественно, ему принадлежит право назначения морского агента. На фрахтователе лежит обязанность уплаты агентского вознаграждения. Фрахтователь действует в роли принципала этого агента. Вместе с тем, у такого агента могут существовать определенные отношения и с судовладельцем. Если окажется, что судовладелец не назначил агента для защиты своих интересов, то агент фрахтователя будет представлять интересы двух лиц — фрахтователя и судовладельца. По отношению к первому принципалу агент выполняет обычные функции морского агента, вытекающие из договора перевозки, т. е. обеспечение лоцманской и буксирной проводки, организации грузовых работ, тальманских операций, бункеровки судна, оплаты всех расходов судовладельца. По отношению ко второму принципалу (судовладельцу) функции агента будут сводиться к обеспечению заявок судна на продовольственное и техническое снабжение, помощи в репатриации и госпитализации членов экипажа и другие услуги, связанные с обслуживанием экипажа. В рекомендованных БИМКО принципах фрахтования судов указывается, что назначенный тайм-чартерным фрахтователем агент должен выполнять все обязанности по обслуживанию судна и экипажа так, как если бы он их выполнял при агентировании судна по рейсовому чартеру и был назначен самим судовладельцем. При этом агент обязан строго выполнять все указания обоих своих принципалов, руководствуясь полученными от них полномочиями, а также местными правилами и обычаями. Выполняя свои функции, агент должен одинаково защищать интересы обоих принципалов, не отдавая никому из них предпочтения. Когда у судовладельца нет полной уверенности в лояльности агента, он может использовать услуги протектинг-агента. Последний будет действовать исключительно от его имени по всем вопросам обслуживания экипажа и снабжения судна. В этом случае агент тайм-чартерного фрахтователя освобождается от этих обязанностей. Для линейных судовладельцев коммерческие интересы диктуют необходимость создания собственных или контролируемых судовладельцем агентских компаний. Процесс создания таких компаний усилился к середине 60-х годов, когда началось активное внедрение контейнерных ролкерных и лихтеровозных систем. Практика показала, что успешной эксплуатации этих систем способствует наличие собственной сети агентов во всех основных портах линии. Дело в том, что интересы независимой агентской компании совпадают с интересами судовладельца в вопросах получения максимально возможной фрахтовой выручки. Она влияет на уровень доходов агента. Что же касается расходов судовладельца, независимый агент зачастую занимает пассивную позицию, поскольку здесь у него нет материальной заинтересованности. В то же время работа по усилению контроля за расходами безусловно связана с дополнительными затратами со стороны агента. Появление на линиях специализированных судов, громадные инвестиции судовладельцев в приобретение парка оборудования, перегрузочной техники на терминалах, организация интермодальных перевозок и рост эксплуатационных расходов потребовали от судовладельца создания опорных пунктов в портах, способных решать проблему сокращения расходов и обеспечить оптимальную эксплуатацию парка оборудования. Для создания собственной агентской компании в зарубежном порту судовладелец прежде всего изучает юридическую сторону вопроса, а именно — разрешает ли национальное законодательство создание компаний с участием иностранного капитала и в каких пределах; организационные формы таких компаний (акционерное общество, партнерство, товарищество и т. д.); возможность работы в такой компании иностранным директорам; процедуру регистрации компании. Параллельно рассматривается и коммерческая сторона вопроса, поскольку агентскую компанию целесообразно создавать при условии ее самоокупаемости. Для этого делается расчет общей суммы годовых доходов будущей агентской компании, куда входят агентское вознаграждение по трамповым судам, фрахтовая комиссия по линейным судам, доходы от экспедиторской деятельности (в странах, где агентам разрешена эта деятельность) и т. п. Далее подсчитываются все возможные расходы компании — заработная плата служащих, аренда помещений, содержание автотранспорта, расходы по связи и т. п. Таким образом, определяется рентабельность работы будущей компании. Одновременно делается примерный расчет размера оборотных средств, необходимых для нормального функционирования компании, и определяется порядок финансовых расчетов с судовладельцем. Важно изучить порядок перевода прибыли компании ее хозяевам — партнерам. Собственную агентскую компанию судовладелец может создать двумя путями: приобретением всех (либо части) акций какой-либо действующей акционерной агентской компании или регистрацией новой акционерной компании. Национальное законодательство ряда стран допускает создание компании с участием 100% иностранного капитала. В других странах имеется ограничение участия иностранного капитала. Это характерно для развивающихся стран, которые таким образом защищают свою недостаточно крепкую экономику от проникновения иностранного капитала. В некоторых развивающихся странах доля участия иностранного капитала не может превышать 30—40%. Решив для себя вопрос, с какой долей участия будет создана агентская компания, судовладелец начинает подыскивать партнера. При этом учитываются такие факторы, как отсутствие конфликта коммерческих интересов с потенциальным партнером, его положение в торговых и морских кругах, деловая репутация, его заинтересованность в та- ком совместном предприятии и т. п.