Юридическим основанием для выполнения агентом действий служит договор. Форма его может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, либо доверенность на выполнение агентских действий или разовых поручений. Договор о морском агентировании принято называть агентским соглашением. Его главной целью является обеспечение морской хозяйственной деятельности судовладельца. Через агента судовладелец вступает в деловые отношения с многочисленными третьими лицами в различных областях коммерческой деятельности. К ним можно отнести договоры на перевозку грузов и пассажиров, буксировку, лоцманскую проводку, стивидорное обслуживание, страхование, снабжение и т. д.
В результате между судовладельцем и третьим лицом возникают правоотношения, основанные на различных видах договоров: перевозки, буксировки, купли-продажи, аренды, страхования, хранения, комиссии и т. д. В английском праве агентский договор рассматривается как самостоятельный вид договора. Он определяется как договор, в силу которого между сторонами устанавливаются правоотношения принципала и агента. Эти правоотношения характерны тем, что одно лицо, именуемое принципалом, уполномочивает другое лицо, именуемое агентом, подготавливать и заключать договоры на различного рода коммерческие сделки за счет и в пользу принципала. Как правило, договор заключается в письменной форме. Допускается заключение договора и в устной форме с последующим письменным оформлением либо без такового. От содержания агентского договора зависит успех работы судоходной компании. Поэтому в большинстве случаев заключению агентского соглашения предшествуют деловые переговоры принципала и агента. В силу специфики морского судоходства нередко заключение договора производится путем обмена телексами или письмами. Законодательство большинства стран приравнивает заключенные таким образом договоры к письменной форме. Многие крупные судовладельцы, а также агентские компании имеют свои стандартные проформы договоров морского агентирования. Предварительная подготовка большей части договора позволяет более тщательно его разработать, нежели во время индивидуальных переговоров. Экономится время, создается возможность использовать при подготовке стандартной проформы накопленный практический опыт. Советские судовладельцы используют стандартную проформу агентского соглашения, разработанную ВВО «Совфрахт». В ней отражен многолетний опыт деятельности этой организации в качестве агента и брокера советских судовладельцев. Имеются также типовые проформы агентского соглашения, разработанные различными национальными и международными ассоциациями агентов и судовладельцев. К ним относятся, в частности, проформы соглашения для трамповых и линейных агентов, рекомендованные ИНСА и ФОНАСБА. В практике международного судоходства применяются следующие виды агентских соглашений. Соглашение на портовое агентирование (port agency agreement). Применяется в основном для портового агентирования трамповых судов. Однако может быть использовано для портового агентирования линейных судов, когда судовладелец привлекает для бронирования грузов и продажи билетов не портового агента, а другую специализированную брокерскую компанию, с которой он заключает соглашение на бронирование линейных грузов. Соглашение на генеральное агентирование (liner agency agreement). Предоставляет исключительное право агенту на агентирование судов принципала в зоне действия агента, дает ему широкие полномочия по всем вопросам обслуживания судна, груза, пассажиров, экипажа, парка оборудования, а также по бронированию грузов, инкассации фрахтовой выручки и другим коммерческим операциям. Генеральный агент вправе по согласованию с принципалом передать часть своих полномочий другим агентам. В этом случае он заключает с ними соглашения на субагентирование (sub agency agreement) и несет перед принципалом ответственность за деятельность своих субагентов. Соглашение на агентирование линии (liner agency agreement). Заключается линейными судовладельцами с агентами линии; содержание его зависит от типа линии: конвенциональной, контейнерной, ролкерной или лихтерной. В практике советского судоходства агентское обслуживание линии оформляется заключением линейных аддендумов к базовому агентскому соглашению. В таком аддендуме обычно указывается название конкретной линии, к которой он относится, порты захода на территории, обслуживаемой агентом, и размер агентской комиссии. Соглашение на агентирование парка оборудования (equipment control agreement). С развитием контейнерных и ролкерных перевозок агентирование парка оборудования выделилось в самостоятельную функцию. В связи с этим советские судовладельцы практикуют подобные соглашения. Важным элементом агентского соглашения является определение пределов действия морского агента: один порт, группа портов, побережье, территория всей страны или регионы. Развитие транспортно-технологических систем привело к расширению зоны действия агентов. Агенты, обслуживая контейнерные линии, осуществляют контроль за обработкой и техническим состоянием контейнеров, слежение за их движением не только в морских портах, но и на всей сухопутной территории страны или региона. Договор о морском агентировании может быть заключен на не- определенный период с правом его расторжения на определенных условиях или на конкретный срок (например, на год, квартал) или на выполнение определенной работы, с завершением которой действие договора прекращается. Основанием для расторжения договора может быть нарушение одной из сторон предмета договора. Такими нарушениями могут являться: превышение агентом своих полномочий, возникновение в деятельности агента конфликтных ситуаций в отношениях с принципалом, разглашение конфиденциальной информации и т. д; Обычно во всех договорах оговорено право любой из заключивших соглашение сторон после предварительного уведомления прекратить его действие без объяснения причин. Срок такого уведомления обычно оговаривается в соглашении. В подавляющем большинстве случаев инициатором расторжения агентского соглашения является принципал. Он заинтересован в установлении минимального срока уведомления. Агент, напротив, заинтересован в продолжительном сроке. Как правило, устанавливается двух- или трехмесячный срок. С появлением специализированных судов и контейнерных линий наметилась тенденция к увеличению продолжительности срока уведомления: в случае прекращения работы контейнерной линии или передачи агентирования другому агенту требуется выполнить большой объем работ по инвентаризации и сдаче контейнерного парка, зачастую разбросанного по всей стране. Если одна из сторон неправомерно расторгла договор, она обязана возместить убытки, причиненные другой стороне. По истечении действия агентского договора принципал продолжает тем не менее нести ответственность перед третьими лицами за исполнение обязательств по тем сделкам, которые агент заключил от его имени.