Загрузка...

Согласно ст. 100 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. обязательному государственному социальному страхованию подлежат все рабочие и служащие. Взносы на социальное страхование уплачиваются теми предприятиями, с которыми работники состоят в трудовых отношениях. Экипаж судна, как правило, является работниками пароходства. Уплачивая страховые взносы, пароходство-страхователь освобождает себя от ответственности за случайное причинение вреда членам экипажа в процессе их работы.Страхование не может освободить пароходство- страхователя от ответственности за вред, причиненный работнику при исполнении им трудовых обязанностей по вине страхователя. Вина рассматривается как необходимое условие ответственности пароходства- страхователя (ст. 460 ГК РСФСР). Вина страхователя предполагается. Вина пароходства-страхователя может выражаться в форме умысла или неосторожности. Она проявляется в нарушении установленных трудовым законодательством обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Вред члену экипажа в процессе работы может быть причинен увечьем (физическим повреждением организма человека) или иным повреждением здоровья (профессиональные и иные заболевания). Вред считается причиненным страхователем, если он возник у члена экипажа в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей. Сюда относится причинение вреда:1) на борту судна (как в рабочее, так и в нерабочее время, при выполнении трудовых обязанностей или вне их осуществления); 2) вне борта судна, но при выполнении работником своих трудовых функций (на территории верфи где ремонтируется судно, на пирсе при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и т. п.); 3) во время следования к судну или от судна на транспорте страхователя. Объем и размер возмещения вреда определяется правилами ст. 460 ГК РСФСР: потерпевшему возмещается вред в части, превышающей сумму полученного им пособия или назначенной ему после повреждения его здоровья и фактически получаемой пенсии. При причинении вреда лицом, не являющимся страхователем потерпевшего, причинитель вреда отвечает перед потерпевшим по правилам ст. 444 и 454 ГК РСФСР: в случае причинения вреда источником повышенной опасности его владелец отвечает независимо от вины; во всех остальных случаях причинитель отвечает лишь при наличии своей вины. Требования потерпевших членов экипажа, а в случае их гибели — членов их семей разрешаются пароходством-страхователем во внесудебном порядке по «Правилам возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», 1981 г. При несогласии потерпевшего или других заинтересованных лиц с решением пароходства-страхователя спор о праве на получение возмещения или о его размере, рассматривается профсоюзным комитетом. При несогласии с постановлением профсоюзного комитета администрация пароходства- страхователя вправе в течение 10 дней со дня его получения обратиться в народный суд по месту нахождения пароходства-страхователя, а потерпевший или заинтересованные лица — в народный суд по месту нахождения пароходства-страхователя или по месту своего жительства. Причинителей вреда может быть несколько. У совместного причинения вреда три признака: 1) в причинении вреда участвуют два или более лица; 2) вред является нераздельным результатом действий этих лиц; 3) между наступившим вредом и поведением каждого сопричинителя существует причинная связь. Сопричинители вреда несут солидарную ответственность. Она допустима либо в силу договора, либо закона (ст. 445 ГК РСФСР). По закону она наступает при столкновении судов (ст. 257 КТМ). При столкновении судов вред причиняется грузу, имуществу, членам экипажа. Владельцы судов друг перед другом отвечают в зависимости от вины (ст. 255 КТМ). Ответственность перед потерпевшими гражданами наступает независимо от вины. Если столкнулись два судна, то владелец судна, у которого работает член судового экипажа, отвечает только за вину, а владелец другого судна — независимо от вины, как владелец источника повышенной опасности. Член экипажа относится к числу тех лиц, кого гражданское законодательство называет «окружающими» источник повышенной опасности (ст. 454 ГК РСФСР), а морское законодательство — «третьими лицами» (ст. 257 КТМ). Если столкновение вызвано виной всех столкнувшихся судов, то судовладельцы отвечают солидарно перёд третьими лицами за убытки, происшедшие вследствие смерти или повреждения здоровья людей. Потерпевшее лицо вправе требовать причитающееся ему возмещение или от всех владельцев, виновных в столкновении судов, или от любого из них. В англо-американской правовой доктрине морские суда не относятся к «источникам повышенной опасности». Степень ответственности причинителя вреда может быть снижена, если возникновению вреда способствовало виновное поведение самого пострадавшего. В отношение членов судового экипажа в случае заболевания или повреждения здоровья в рейсе должны быть обеспечены лечение и уход за счет судовладельца. При этом не имеет значения ни наличие или отсутствие вины судовладельца ни причинная связь между болезнью (увечьем) и трудовой деятельностью. Только умысел потерпевшего может освободить судовладельца от подобных расходов. Кроме этого морское право США возлагает на судовладельца абсолютную гарантию мореходности судна в отношении членов экипажа. Причем мореходность судна понимается в широком смысле. Она включает как техническое состояние судна, укомплектование компетентным экипажем и т. п., так и надлежащее обеспечение бытовых условий для члена экипажа. Член экипажа может предъявлять к судовладельцу требования и иски как на основании немореходности судна, так и на основании вины судовладельца. Понимается вина любой степени как самого судовладельца так и его любого служащего или агента.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий